В этой статье:

Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца продолжает идти полным ходом. Визуально малыш изменяется мало (становится немного выше, лишается младенческих округлостей), а вот внутри него происходят колоссальные изменения.

Как изменяются физическое показатели?

Средние показатели роста, веса и окружности головы у мальчиков и девочек несколько различаются. Мальчики весят от 9,2 до 11,5 кг, их рост составляет от 76,6 до 81,7 см. Окружность головы колеблется между показателями 45,5 и 48,1 см. Девочки в 1 год и три месяца весят от 8,5 до 10,9 кг, тогда как их рост составляет от 74,8 до 80,2 см. Что касается окружности головы, то у девочек эти показатели колеблются между 44,7 и 47,0 см.

В этом возрасте малыши пытаются быть самостоятельными, поэтому при возможности отказываются от помощи взрослых. Родители должны проявить понимание и терпение, позволяя ребенку делать то, что он хочет, самостоятельно. Пусть кроха пробует сам одеваться, мыть руки, чистить зубы и, конечно же, кушать, орудуя ложкой и вилкой. Позволяйте малышу пить из чашки, даже если пока у него это получается недостаточно аккуратно. Отдавайте предпочтение небьющейся посуде из безопасных цветных материалов.

Особенно важно для малышей в этом возрасте быть похожим на взрослых, которые их окружают. Ребенок в 1 год и 3 месяца очень наблюдателен и с удовольствием подражает походке дедушки, чиху мамы или «газетной заинтересованности» папы. Родители могут воспользоваться желанием малыша подражать, чтобы научить его простым играм и действиям, таким как «ладушки» или «сорока-белобока».

Особенности развития двигательных навыков

В год и три месяца ходьба у деток становится более уверенной. Малыши уже не просто ходят и бегают – они способны удерживать игрушки и другие предметы в вертикальном положении, катить или толкать перед собой игрушку, умеют вставать на носочки, чтобы дотянуться до цели.

Уверенная ходьба не означает отсутствие падений. и родителям нужно быть к этому готовыми. Если ребенок пока не способен передвигаться быстро и максимально безопасно и требует помощи, ему нельзя в этом отказывать. Пусть кроха держится за ваши руки или хотя бы за указательные пальцы, если ему так спокойнее. Со временем у него пройдет страх, а на его место придет стопроцентная уверенность в своей способности ходить.

Как правило, большая часть деток в возрасте года и трех месяцев могут проходить не меньше 20 шагов без остановки. Кроме того, многие из них к этому времени уже умеют садиться и вставать без опоры.

Малыши уже способны резко менять направление движения, пробуют ходить задом наперед. Поэтому родителям нужно заранее позаботиться о том, чтобы в пределах досягаемости малыша не было опасных предметов.

В 15 месяцев дети с удовольствием изучают новые территории. Они
бесконечно залезают и слезают с кресел, диванов и даже столов, пробуют использовать по назначению карандаши и фломастеры.

Ребенок в этом возрасте уже пользуется чашкой, но пока не способен ставить ее на место, предлагая взрослым делать это за него. Что касается пищи, то малыш уже может есть густую или полугустую еду сам, даже если раньше он этого не делал.

Как происходит психическое развитие?

В 15 месяцев малыш старается все пробовать на вкус, включая собственные части тела. Огромную роль в жизни ребенка в этом возрасте выполняет игровая деятельность, которая становится гораздо разнообразнее благодаря умению ходить. Кроха будет счастлив, если родители подарят ему детскую тележку или коляску, которые можно катить впереди или тащить за собой.

Отличный вариант полезного и интересного совместного времяпровождения - это строительство башен из кубиков вместе с ребенком. Старайтесь учить малыша использовать более чем два кубика, проявляя терпение. В 15 месяцев кроха уже в состоянии, не выбрасывая кубики, сосредоточенно построить из них башню.

Учите кроху заниматься не только с кубиками, но и с пирамидкой. Показывайте, как снимать и надевать кольца, пока не делая акцент на группирование их по каким-то определенным признакам. Главное на этом этапе - научиться надевать и снимать кольца через стержень. В этом возрасте малыш уже в состоянии будет «одолеть» до 5 колец, если нужно их снять и надеть одно-два кольца.

От года до полутора лет малыши проявляют повышенный интерес ко всякого рода веревочкам, шнуркам и дырочкам. Родители должны подумать о том, чтобы дать возможность малышу развиваться в процессе изучения подобных игр, по двум причинам:

  1. Это развивает мелкую моторику пальцев
  2. Это улучшает внимание и концентрацию.

Если подобные игры не заинтересовали кроху, то не стоит настаивать на их освоении. Предложите малышу поиграть в них через месяц: скорее всего, он пока просто не созрел для таких скрупулёзных занятий.

Идеальный вариант для развития ребенка в этом возрасте - это компактные и доступные игрушки-вкладыши, которые представляют собой определенные предметы, которые нужно уложить в подходящие отверстия. Игрушки могут быть трех видов:

  • вкладыши в рамку;
  • в пирамидку;
  • друг в друга.

Каждый из вариантов вкладышей улучшает моторику пальцев, зрительное и тактильное восприятие, координацию ребенка. Чтобы кроха понял задание, ему необходимо показать, как обходиться с новыми игрушками.

Детей в этом возрасте особенно интересуют сами действия, которые можно сделать с игрушкой. Поэтому не стоит акцентировать его внимание исключительно на эмоционально-смысловом ее значении.

Указательный жест - что символизирует?

В один год и три месяца малыш все чаще указывает на предметы и объекты
указательным пальцем, стараясь обратить внимание взрослых на то, что его заинтересовало или чего ему хочется.

Если ребенок чего-то не хочет, он уже умеет это показать - отрицательным покачиванием головы. В случае согласия малыш способен утвердительно кивать.

В 1 год и 3 месяца кроха с удовольствием проводит время, знакомясь с содержанием детских книг вместе с родителями, переворачивая сразу по много страниц. Малыш в это время проявляет интерес к сказкам, слушает и проводит ассоциации услышанного с картинками в книге. Если попросить кроху показать что-то на картинке, он с удовольствием это сделает.

Изучение речи

В 15 месяцев очень немногие дети начинают говорить, но именно в этот период происходит пополнение их пассивного словаря. Ребенок уже помнит, как зовут родителей и близких родственников, знает названия окружающих предметов, клички животных, игрушек. Проверить это легко, если попросить кроху показать пальчиком на какой-либо предмет либо принести его.

В этот период у малыша развивается и улучшается способность к обобщению. Например, если попросить кроху принести мяч, он, скорее всего,
принесет сразу несколько, включая тот, которым чаще всего играет. Также дело будет обстоять и с машинками. Попросите ребенка принести машинки, и он выполнит просьбу - принесет сразу несколько.

Учитывая недостаточный опыт малыша, следует понимать, что его обобщения не всегда правильные. Дети в этом возрасте могут обобщать по геометрической форме и функциональным признакам. Например, под словом «шар» кроха может понимать все круглые предметы, также он может объединять по функциональному признаку сразу несколько предметов: шапку, кепку, бондану, шляпу и пр.

Малыш в этом возрасте понимает смысл слов, обозначающих определенные действия или даже ситуации. Он должен уметь выполнять до трех пошаговых действий, как простых, так и более сложных. Учитывайте, что кроха способен понимать инструкции в словесной форме, даже если взрослый не окрасит их жестами.

Внедрение в жизнь ребенка запретов

Принимая во внимание расширение области взаимодействия крохи с разнообразными предметами, следует понимать, что без запретов на данном этапе уже не обойтись. Малыш должен знать, где его вещи, а где нет, что можно брать, а что нельзя, потому что оно чужое. У многих деток понятие чужого развивается самостоятельно; если же этого не происходит, то можно поиграть с крохой в игру, целью которой станет прояснение ситуации с «мое» и «не мое».

Чаще разговаривайте с малышом, показывая на вещи и объясняя, кому они принадлежат. Например, собираясь на прогулку, мама может показывать на свои сапоги, куртку, комментируя «мои сапоги», «моя куртка», после чего передать свои сапоги дочке и сказать: «Мои сапоги у
Маши», затем надеть шапочку ребенку, проговаривая: «Машина шапочка на маме». Такая игра обязательно понравится малышу, который сообразит, где чьи вещи, и, скорее всего, захочет получить свои обратно.

Чтобы понять, что ребенок усвоил урок, можно предложить ему сгруппировать его вещи, мамины вещи и, например, папины. В процессе обучения не забывайте постоянно показывать на вещи и предметы в квартире, объясняя, кому они принадлежат. Постепенно малыш будет запоминать, чем ему можно пользоваться, а чем нет.

Приучая ребенка в этом возрасте к запретам, нужно понимать, что чаще всего главной причиной его нежелания принимать правила является не что иное, как свойственный этому периоду негативизм.

Развитие активной речи

В 1 год и 3 месяца ребенок уже способен узнавать родителей и близких родственников на фото или видео. Чтобы стимулировать развитие речи крохи, можно задавать ему в такие моменты наводящие вопросы до тех пор, пока он не назовет человека на фото или видео по имени.

У большинства детей в этом возрасте в словарном запасе уже имеется около 6 простых слов, помимо самых простых: «дай», «на», «мама», «баба» или «папа». Не имея достаточного количества слов для выражения эмоций и желаний, малыши используют одно слово в нескольких значениях,
дополняя его жестами и похожими на мычание звуками - это вполне нормальный процесс.

Еще до полутора лет ребенка уже способен говорить простыми предложениям из нескольких только ему понятных слов, что позволяет говорить о формировании стройной, хотя пока и не совсем ясной речи. Нет никакого смысла просить малыша замедлить речь с целью разобрать в ней отдельные слова. Основная часть звукосочетаний пока не являются словами, а нужны лишь для того, чтобы ускорить развитие активной речи.
Пример меню для малыша на 3 дня

Естественно, что в год и три месяца ребенок, помимо грудного молока (если он все еще на грудном вскармливании), получает целый ряд продуктов с общего стола. Меню для крохи пока еще отличается от меню взрослого человека и разрабатывается с учетом особенностей не до конца налаженной работы его ЖКТ. Ниже в таблице предлагается примерный вариант меню на три дня.

Время дня 1 день 2-й день 3-й день
Завтрак Гречка на молоке, тост с маслом, чай с лимоном Салат из вареной свеклы с яблоком, омлет на пару, какао, тост с маслом Молочная каша с тыквой, чай, хлеб с маслом
Обед Овощной суп с рисом, рыбные биточки, картофельное пюре, компот, хлеб Молочный суп с морковкой и картофелем, паровые котлеты, овощи на пару Куриный бульон с яичным желтком, ленивые голубцы, кисель, хлеб
Полдник Кефир и печенье Фруктовое пюре, йогурт Блинчики с повидлом и кефир
Ужин Картофельные зразы, творог с зеленью, теплое молоко Рисово-морковное суфле, тертое яблоко с запеченной тыквой, молоко Гречневый пудинг с творогом, фруктовое пюре, чай с молоком

Дополнительно перед сном можно прикладывать ребенка к груди, если он все еще не готов к отлучению.

В этом возрасте дети обычно уже умеют ходить, но делают это не очень уверенно. Для закрепления данного навыка почаще устраивайте пешие прогулки. Желательно гулять не только по асфальтированным городским улицам, но и по лесным тропинкам, чтобы стопа ребенка приспосабливалась преодолевать неровности. С той же целью полезно ходить по наклонным плоскостям, лазать по детским лесенкам и горкам. Главное – всегда быть рядом, чтобы поймать малыша, когда он потеряет равновесие. Не зная, чем занять ребенка, всегда идите гулять, на улице малышу не будет скучно никогда. Летом берите с собой мячик и игрушки для песочницы, зимой – детскую снеговую лопату. При этом не забывайте, что в 1 год и 3 месяца ребенок быстро устает ходить самостоятельно, поэтому для дальних прогулок все же лучше брать с собой коляску, иначе придется брать кроху на руки.

Развивающие кружки

Ребенок в 1 год уже может посещать развивающие кружки. К счастью, на сегодняшний день функционирует множество развивающих центров, и вы наверняка найдете один из них в шаговой доступности от своего дома. На таких занятиях детей учат рисовать, лепить из теста, складывать пазлы и многое другое. Мамы здесь почерпнут множество интересных идей для домашних занятий с малышом, узнают новые игры для детей. К тому же в детском развивающем центре ребенок получит первые навыки общения со сверстниками. Благодаря этому, ребенку будет легче адаптироваться к детскому саду в будущем.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.

За первый год жизни малыш проходит огромный путь развития. Совсем недавно он был таким беспомощным, а к году уже стоит, ходит за ручку или самостоятельно, знает и узнает близких людей и многие предметы. Годовалый малыш активно познает мир. Этим и стоит воспользоваться, играя с ним.

Вам понадобится

  • - пирамидки;
  • - кубики;
  • - мячи;
  • - куклы, матрешки, неваляшки;
  • - игрушечные животные;
  • - большая машина;
  • - сортеры;
  • - вкладыши;
  • - крупные пазлы;
  • - лабиринты;
  • - бубен, барабан;
  • - пальчиковые краски;
  • - игрушки для песочницы.

Инструкция

Выучите несколько пальчиковых игр («Сорока- », «Мальчик-пальчик» и др.) для развития мелкой моторики малыша. Вводите эти игры постепенно, несколько дней играйте в одну, потом разучите вторую и чередуйте с первой, ещё через несколько дней добавляйте следующую. Если малыш проявляет и начинает показывать игру или даже пытается проговаривать, помогайте и хвалите.

Общаясь с годовалым ребенком, не только называйте предметы и действия, но и показывайте, как с ними обращаться. Мячик и машинку можно катать, кубики ставить друг на друга или рядом, - кормить и укладывать спать. Играя с мягкими игрушками или читая книжки про , изображайте звуки, которые они издают.

Учите малыша вкладывать маленькую матрешку (стаканчик и др.) в большую. Покупные сортеры и вкладыши можно заменить безопасной кухонной утварью.

Различные лабиринты и крупные пазлы легко сделать самостоятельно. Изогните проволоку, проденьте ее сквозь крупные пуговицы и бусины, безопасно закрепите концы. Для пазлов можно использовать открытки или картинки, оклеенные для прочности пленкой. Первые пазлы должны состоять из 2-3 частей, позже ребенок сможет собрать и более сложную картинку.

Двигайтесь вместе с малышом в такт музыке. Научите его извлекать звуки из игрушечных музыкальных инструментов: бубна, барабана, металлофона, молоточка. Их могут заменить небольшие пластиковые бутылки, наполовину наполненные крупами, пуговицами и другими мелкими предметами.

Пальчиковые краски безопасны для самых маленьких. Окуните свой палец в баночку и проведите прямую линию. Помогите малышу провести линию рядом. Вы разовьете не только его мелкую моторику, но и воспитаете эстетически.

Годовалые дети любят игры с водой и песком. Устройте маленькую песочницу из тазика с насыпанной туда солью. Убирать после игры очень просто. Да и с гигиенической точки зрения соль безопасна. Брать ее в рот малыш вряд ли захочет.

Видео по теме

Обратите внимание

Регулярно осматривайте всё, с чем играет малыш, на предмет целостности. Следите, чтобы мелкие предметы не были в зоне досягаемости.

Источники:

  • Игрушки для годовалого ребенка
  • как развлечь детей

Есть такие активные и подвижные детки, что их энергия и жажда жизни просто восхищают. Однако родители часто не знают как развлечь таких непосед, которые не могут и пяти минут спокойно посидеть на одном месте.

Инструкция

Отличное для активных – это подвижные игры на свежем воздухе. В теплое время года организуйте спортивные командные игры: лапта, футбол, волейбол. Дети помладше могут поиграть в догонялки, прятки или просто покататься на роликах или велосипеде. Зима – время для игры в снежки, с горы на санках и лепки снеговиков. Не лишним будет устроить семейный поход на каток.

На выходных сводите маленького активиста в детский развлекательный . Там малыш от души повеселится, прыгая на батутах и лазая по лабиринтам. Ребенка постарше можно записать на занятия по скалолазанию.

Если позволяет площадь - сделайте в детской комнате место для активных игр: беготни, прыжков и лазания. Позаботьтесь о его безопасности: положите на пол мягкие подушки или матрасы, можно приобрести и установить специальный спортивный уголок.

С поиграйте в «Скорый ». Изображайте поезд, который мчится через всю комнату, заодно проезжая через несколько тоннелей. Тоннели сделайте из перевернутых стульев или просто натяните веревки. Задача – пройти все препятствия, не прикоснувшись к ним.

Еще одна веселая игра для малышей - это перекатывание мяча. Садитесь с ребенком на пол и перекатывайте друг другу мяч. Усложните игру, одновременно перекатывая несколько мячей сразу. Главное, чтобы мячи не сталкивались друг с другом. В результате такой игры ребенок учится вниманию и координации движений.

Деткам постарше устройте мини – турнир по кеглям или дартсу (на липучках). Настольные игры «Хоккей» или «Футбол» тоже будут как нельзя кстати. Проведите спортивный матч на звание чемпиона - веселье и азарт вам будут обеспечены. Если позволяет площадь помещения, организуйте детскую спортивную эстафету с конкурсами на скорость, ловкость и меткость. Победителю вручите приз.

Видео по теме

Новоиспеченные родители зачастую ломают голову, как развлечь своего ненаглядного годовалого кроху с пользой для его логического мышления. Вот несколько способов, чем можно занять малыша.

Вам понадобится

  • - разноцветные шнурки или ленты
  • - корпус от шариковой ручки
  • - пакет сушек (баранок)
  • - пальчиковые краски
  • - деревянные бусы, пуговицы

Инструкция

Одно из увлекательных занятий, которые очень нравятся годовалым , – шитье, а точнее продевание палочек в маленькие дырочки и нанизывание предметов на шнурок. Такая игра прекрасно будет развивать , вашего и подталкивать к развитию не только логику, но и речь.

Перед тем как приступить к занимательной игре, заранее подготовьте разноцветные шнурки, деревянные или пластмассовые бусы, большие пуговицы (мелкие лучше исключить). Посадите малыша поудобнее на теплый пол и усядьтесь рядом с ним.

Для занятия возьмите, например, пакет с сушками (баранками) и корпус от простой шариковой ручки. Затем вденьте в него разноцветный шнурок и закрепите узелком, чтобы он не выскочил. Теперь предоставьте своему карапузу возможность собрать на шнурок сушки (баранки), бусы, пуговицы и сшить из них гирлянду.

После того как гирлянда будет готова, а сушки (баранки) будут подъедены, повесьте его труды на кухню, завязав концы шнурка с обеих сторон. При желании раскрасьте сушки (баранки) пальчиковыми красками в разноцветные цвета. А когда вечером папа придет с работы, похвастайтесь перед ним вместе с малышом своими маленькими новыми достижениями.

Приступая ко второй игре, вы можете ограничиться только шнурками или лентами, что будет абсолютно противоположно первому занятию. То есть теперь вы будете не шить и завязывать, а наоборот, развязывать. Для этого привяжите красивые яркие шнурки к дверцам кухонной мебели. Проследите за тем, чтобы ребенок легко дотягивался, а шнурок легко развязывался.

Когда шнурки будут привязаны, покажите крохе на собственном примере как их нужно развязывать. Заинтересуйте его этой игрой, чтобы карапуз смог догадаться потянуть за кончик шнурка и снял его. Попробуйте завлечь своего ребенка этими занятиями, и тогда у вас появится несколько минут для себя.

Год назад ребенок появился в этом мире и за 12 месяцев проделал огромный путь – от беспомощного комочка до сознательного маленького человечка, со своим характером, привычками и желаниями. Младенчество заканчивается и начинается детство, сделать его счастливым – задача любящего родителя.

Воспитание годовалого ребенка

В малыш уже осознает себя отдельным существом, проявляя свое собственное «я», поэтому этот возраст – самое время для начала процесса воспитания. Родителям при этом следует быть гибкими, нужно стараться договориться с малышом, разговаривать с ним как можно больше, объясняя все свои решения. Многие действия можно сопровождать детскими стихами и прибаутками.

Физическое и психическое развитие малыша следует начинать с установления нового режима. Годовалый ребенок обычно меньше спит, при этом сохраняется один дневной сон. Важно ежедневно гулять с ребенком 2 раза в день по 1,5 – 2 часа, давая ему возможность трогать сухие листья, мелкие и т.п., так как для него важны осязательные ощущения.

В год дитя активно пробует свои возможности, свободно передвигаясь по дому, забираясь на лестницу, диван или стулья. Важно показать ему, как оттуда спускаться. Этот возраст – самое время для приучения к самостоятельному питанию, ребенок уже может вполне уверенно держать ложку, хоть пока половина каши и остается на столе. Также пора приучать малыша к горшку и дисциплине. Можно привлекать ребенка к несложным задачам: собрать вместе с ним порванную бумагу, сложить игрушки, отнести в ванную грязную одежду. Главное – не давить на ребенка и не заставлять делать то, что ему неинтересно, чтобы не вызывать обратную реакцию.

Развивающие игры

Летом можно чаще играть с малышом в песочнице, а зимой соорудить импровизированную песочницу с помощью крупы, которую можно пересыпать из одной емкости в другую ручками или ложкой.
Для развития мелкой моторики необходимо дать ребенку возможность играть с предметами, имеющими разный размер, форму, фактуру. Подойдут различные банки, коробки, флаконы, бутылки, лоскуты ткани, палочки, камушки и т.п. Хороши игры с сыпучими материалами, макаронами, фасолинами, бусинами, пуговицами и другими предметами. Например, их можно раскладывать в ячейки упаковки для яиц и вынимать обратно. Главное, следить, чтобы малыш не отправлял их в рот.

Купание можно разнообразить играми в воде: переливать воду из стаканчика в более широкую емкость, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде предметы.

Для рисования лучше использовать бумагу больших форматов, хотя бы А3.

Годик – самое время приступать к рисованию. Лучше всего подойдет масляная пастель или восковые мелки. Дайте один мелок малышу, а другим начните водить по листу бумаги. Ребенок постарается повторить нарисованные линии. Не стоит пока рисовать зверей или человечков, пусть это будут прямые и волнистые линии, простые геометрические фигуры. Обращайте внимание ребенка на цвет и просите его вам помочь.

Играя, малыш познает мир, его законы и свойства, учится понимать себя и окружающих, реализует свои возможности и воплощает мечты. В процессе игры ребенок находит способ дать выход бурлящей энергии и выразить свои эмоции.

В возрасте 1 – 3 лет, получая большую свободу передвижения, ребенок все более активно исследует предметы которые его окружают, Находит все новые способы манипуляции ими. Но, как правило, его уже привлекают не столько игрушки, сколько объекты «взрослого мира»: посуда, мебель, инструменты, словом, все, чем пользуются другие люди.


Ребенок этого возраста способен надолго увлечься «наведением порядка» на посудной полке. Конечно, взрослые должны позаботиться, чтобы кухонная утварь, которая там находится, была безопасна для малыша. Он может самозабвенно перебирать крупу, переливать воду из одного сосуда в другой или устраивать «концерт», используя кастрюли и крышки в качестве «ударной установки».


А собственно в игре появляется новое: ребенок старается воспроизвести уже знакомые ему действия взрослых, подражая им: «варит» обед, куклу «кормит», спать ее укладывает, как мама; крутит руль воображаемого автомобиля и стучит молоточком, как папа. Такие игры еще не имеют сюжета, ребенок лишь пробует свои силы во взрослых занятиях, которые ему пока недоступны.


Как правило, подражательные игры сначала не отличаются богатством сюжетов. Разнообразить их поможет взрослый, которые подскажет, что куклу, например, не только можно укладывать спать и кормить, но и возить на прогулку в коляске, показывать ей книжки, а грузовик может не только ездить, но и перевозить грузы, катать зверюшек, съезжать с горки…

Игрушки и предметы-заменители

Здесь уже не обойтись без «сопутствующих предметов»: кукольной мебели и посуды, наборов инструментов, гаража для машин и пр., и родители порой стремятся заполнить игровое пространство ребенка игрушками, максимально имитирующими предметы взрослого мира


Ребенок же в этом возрасте активно и с удовольствием использует предметы-заменители». Так, гараж вполне заменит коробка из-под обуви, а «пирожное» можно изготовить из нескольких деталей конструктора типа Лего. Поэтому не стоит стремиться окружать ребенка массой игрушек, являющихся точной копией реальных предметов. Использование предметов-заменителей лучше развивает фантазию малыша, его творческие способности.

Вы уже отметили первый день рождения своего малыша – 1 год. Взрослеть и развиваться ребенок начал еще быстрее, его жизнь стала наполняться все большим интересом, а вы не успеваете радоваться новым навыкам своего дитя.

Особенности физиологии ребенка 1 года и 3 месяцев

После года рост ребенка уже не так заметен, а вес он набирает медленнее и это вполне нормально. Теперь малыш ведет себя еще активнее, на что уходит много энергии. Вероятнее всего, вы уже сон днем сократился до одного раза и полностью перешли на «взрослую» пищу.

Психология ребенка в 1 год и 3 месяца

В этом возрасте действия малыша все еще находятся под руководством эмоций. В поведение детей включается также и сознание. В год и три месяца ребенок уже четко знает, что означает совместная игра.

Очень интересно наблюдать, как у малыша начинает проявляться интерес к сверстникам. Теперь ребенок может найти себе друга в песочнице, некоторое время играть общими машинками или куклами, копать яму или строить гараж. Продолжается такая дружба обычно до того момента, как один из участников переключит свое внимание на что-то другое.

В 1 год и 3 месяца (если раньше вы этого не делали) можете начать читать перед сном сказки. Еще некоторое время назад книга была такой же игрушкой, которую сначала нужно рассмотреть, а потом обязательно попробовать на вкус. Потом вы научились вместе переворачивать странички, выучили предметы. Значит, теперь ребенок вполне готов воспринимать на слух простые истории. Чтение малышу перед сном не только поможет его уложить, но и заложит зернышко любви ребенка к книгам в будущем.

Что умеет ребенок в один год и три месяца?

Перемещение малыша по комнате уже более уверенное. За руку с взрослым ребенок может ходить по ступенькам (одно из любимых занятий детей этого возраста).

Новые звуки и слова для малыша становятся очень интересными, поэтому он их запоминает и повторяет.

Ребенок не перестает изучать окружающую его среду, пытаясь понять, как связаны между собой некоторые действия. Например, если столкнуть стакан с водой, то он упадет, а жидкость выплеснется на пол. Малыш делает это не для того, чтобы навредить родителям, а для того, чтобы понять, что будет. Поэтому не спешите ругать, а попытайтесь объяснить.

Важно! Приступайте к воспитанию полезных привычек ребенка. Научите свое чадо складывать игрушки после игры, причесываться по утрам, убирать за собой со стола тарелочку после еды. Воспитание внутренней организованности начинается именно с этого периода.

К чему должны быть готовы родители ребенка в 1 года и 3 месяцев?

В этот период ваш малыш знакомится со всем, что его окружает. Он еще не понимает, почему и что. Будьте снисходительны, прощая вредности своего ребенка. Если каждый действие вы будете воспринимать серьезно, ругать кроху и наказывать, то вы можете отбить желание узнавать что-то новое. Объяснить ребенку что-нибудь в этом возрасте сложно, но вы все равно должны пытаться. Не оставляйте горячий утюг, открытые розетки, острые предметы в доступных местах. Познание мира должно быть интересным, а не травмоопасным. Безопасность ребенка - прежде всего!

Что должен уметь малыш? В 1 год и 3 месяца ребенок умеет открывать и закрывать коробки, а благодаря развитию памяти он запоминает ежедневный ход событий.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Хотя ребенок в 1 год и 3 месяца все еще испытывает трудности с поддержанием равновесия, ему все лучше и лучше удается без проблем пересечь всю комнату. Он также может нагибаться и поднимать небольшие игрушки.

Малыш в возрасте 15 месяцев, как правило, не ограничивается ходьбой, он начинает подниматься все выше и выше. Подниматься в самом прямом смысле, потому что он уже видит все прелести восхождения по лестнице и отдается этому занятию всей душой. Хотя ребенок, конечно, захочет преодолеть несколько этажей, не поднимайтесь слишком высоко – не забывайте, что обратный путь малышу придется проделать на ваших руках (ему только предстоит научиться спускаться самостоятельно в ближайшие месяцы).

Все лучше работают маленькие ручки и пальчики. В 1 год и 3 месяца ребенок может уже положить маленькую игрушку в контейнер , с легкостью открывает и закрывает коробки или коробочки, вынимает заинтересовавшие его предметы, собирает их и проводит с ними много времени. Он может с легкостью поднять с ковра маленькие крошки, рассыпанный горох или бусины.

Малыш может так же охотно пользоваться левой, как и правой рукой, или предпочесть одну руку, чтобы через несколько дней перестроиться на другую.


Рост и вес в 1 год и 3 месяц

  • Мальчики в среднем имеют вес - 11,1 кг., рост - 79 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 10,3 кг., рост - 77,2 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Малыш уже прекрасно понимает, что мама – совершенно отдельная личность и в любой момент может внезапно исчезнуть из его поля зрения. Поэтому в таком возрасте часто возвращается страх перед расставанием, который приобретет наибольшую выраженность примерно в - .

Несмотря на растущую самостоятельность 15-месячного ребенка, он по-прежнему является малышом, который нуждается в близости и заботе мамы. Ребенок в этом возрасте разрывается между потребностью в независимости и стремлением к безопасности , которую он обретает в присутствии родителей. Разлучаясь с ними, он испытывает большой стресс. Страх перед уходом родителей является естественным этапом в развитии ребенка, но благодаря вашим умелым действиям скоро должен пройти.

В этот период для ребенка очень важными становятся ежедневные ритуалы. Благодаря развивающейся памяти он запоминает ежедневный ход событий , а повторение действий в одной и той же последовательности дает ему чувство безопасности.

  • Не запрещайте ребенку ходить с вами в ванную. Хотя вас могут смущать совместные походы в туалет, скоро вы оцените их пользу: малыш быстрее научится писать на горшок и расстанется с памперсами.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца

Какие новые слова узнал в этом месяце ваш малыш? Скорее всего, его словарь расширился на несколько новых слов – например, "дай", "баба" или "дядя".

В 1 год и 3 месяца малыш использует также несколько двухсложных слов, имитирующих звуки, издаваемые животными ("гав-гав" или "ко-ко"), и может обозначать ими соответствующих животных.

Совершенствуется способность ребенка осознавать собственное тело: если малыша спросить про какую-то часть тела, он может уже определить, например, где его ушко, нос, рука и попробовать найти их на вашем теле.

Одной из любимых игр в этот период может быть уход за куклой, благодаря этому малыш развивается и лучше познает человеческое тело.

Понятие „любимая игра”, однако, достаточно условно: наблюдая за вашим ребенком, вы можете подумать, что он не получает никакого удовольствия, а все игрушки ему надоедают. Это не так. Малыш бросает очередное занятие, потому что не может еще сосредоточиться на одном действии. Его внимание рассеивается между игрой, родителями и изучением окружающего мира.

Моторика рук и ладони развивается параллельно с растущей креативностью. Малыш с удовольствием рисует карандашами, поскольку рисование для него – новый, захватывающий опыт. Когда он сможет изобразить улыбающееся солнышко и домик с трубой? Еще не скоро.

  • Записывайте новые слова. Даже если сейчас вы думаете, что вы запомните их навсегда, они могут вылететь из памяти, и будет очень жаль. Благодаря своим записям вы сможете видеть развитие речи ребенка, как на ладони. Они также позволят вам обнаружить много интересных вещей: может оказаться, что малыш говорит "ди" не только на дверь, но, скажем, на все, что открывается и закрывается (например, рот). Интересно, не правда ли?
  • Играйте с ребенком перед зеркалом. Со временем малыш поймет, что видит в нем себя. Это будет большой шаг в его развитии.
  • Не волнуйтесь, если вы заметили, что ваш малыш охотнее всего рисует темными цветами. В данный период жизни это не признак горя или проблем – малыш, как и все дети в этом возрасте, предпочитает яркие, бросающиеся в глаза оттенки.
  • Помогите своему ребенку знакомиться с животными. Играйте с ним в "Как говорит котенок" (собачка, коровка и т. д.), показывайте ему простые картинки.

Темпы роста и прибавок веса после года у детей резко замедляются. Многие дети не прибавляют вес несколько месяцев подряд. Это нормально и не должно тревожить родителей. Если ребенок нормально питается, активен, у него выраженный познавательный интерес, то логично, что он тратит большое количество энергии на двигательную активность. А раз калории уходят на беганье и прыганье, то и вес ребенок набирает гораздо медленнее или периодами не набирает вообще.

Психология

Основной способ развития ребенка – это игра. Играя, он познает мир. Малыш пытается копировать ваши повседневные действия, так он учится базовому поведению. Вы можете увидеть, как он пытается расчесываться или мыть пол.

Ребенок уже использует несколько узнаваемых простых слов (часто узнаваемых только вами), ежедневно он пополняет свой пассивный словарный запас. Поэтому не скупитесь на разговоры с ним.

Если у ребенка есть друзья-сверстники, то он начинает активно проявлять к ним (а не просто потыкать пальчиком в глаза, нос, рот). Это время начала совместной игры. Если в семье есть старшие дети, вы заметите, как малыш радуется их приходу из детского сада/школы – ведь это тот, с кем можно поиграть, пока мама занята.

Сейчас ребенок рассматривает мир как один большой научный эксперимент. Что произойдет, если я сделаю то или это? Это удивительно, когда что-то можно сделать самостоятельно, будь то разворачивание туалетной бумаги или доставание книг с полки снова и снова.

Игрушки по принципу матрешки очень увлекательны в этом возрасте. Кроме этого, ребенку понравятся всевозможные музыкальные игрушки.

Сейчас можно уже вводить традицию . Это сформирует еще один ритуал укладывания, да и для подросшего малыша чтение книг и яркие картинки будут интересны.

Навыки и умения

♦ Самостоятельно ходить (если до сих пор не ходит, а только ползает, то нет причин для паники. До 1,5 года у него еще есть время, чтобы самостоятельно сделать свой первый шаг).

♦ Пытается подниматься по ступенькам, спускаться с них.

♦ Спускаться ногами вниз с небольших возвышений.

♦ Повторяет новые звуки и слова.

♦ Узнает любимые игрушки, знакомых персонажей в книжке.

♦ Ходит, удерживая в руках одну большую игрушку или несколько игрушек поменьше.

Ребенок сейчас очень привязан к вам. Любая недолгая разлука вызовет слезы у малыша. Это нормально. Даже если при расставании он плачет, то через некоторое время после вашего ухода успокаивается, хотя и остается с кем-то другим. Это нормальная реакция на расставание. Вскоре это пройдет, и ребенок будет спокойно воспринимать ваш уход, зная, что мама всегда возвращается.

Старайтесь поощрять малыша за его самостоятельность. Он сейчас пытается повторять все за вами: пить из чашки, есть самостоятельно. Он сейчас еще не умеет аккуратно есть и разбрасывает еду. Разрешите это. Это один из способов познания мира.

Сейчас очень важно следить за здоровьем зубов. Ребенок не должен получать сладкую жидкость ночью. У детей старше года высок риск развития «бутылочного кариеса» . Поэтому не забывайте чистить ребенку зубы зубной пастой дважды в день. Количество зубной пасты размером с рисовое зерно – достаточно для ребенка до 3 лет.

Вашего дома. Сейчас бесполезно что-либо объяснять ребенку. Он не может долго держать инструкции в голове, поэтому максимально обезопасьте ваш дом.