Любовь Храпатая
Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы детского сада

Продолжительность: краткосрочный (15.09.2014 - 29.09.2014)

Тип проекта: информационно – творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность: В педагогической науке патриотическое воспитание было и остается одним из важнейших направлений. Но формирование патриотического сознания – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека. Началом формирования патриотической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа.

Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своей природе, к дому, к улице, на которой он живёт, городу.

Наблюдая за детьми, я увидела, что они с любопытством рассматривают открытки, фотографии о родном городе, делятся впечатлениями. Но, беседуя с детьми, я убедилась в том, что у детей поверхностные представления об истории родного города, а так же редких растениях.

Цель: осуществление комплексного подхода к формированию духовности, нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи:

1. Формировать первичные представления о своей стране, о своем городе.

2. Познакомить детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн

3. Познакомить с историей родного города, его памятниках и архитектуре (современных и старинных творениях).

4. Посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному городу, к родному дому;

5. Воспитывать интерес к посещению культурных объектов города.

6. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,

культурным ценностям, природе.

7. Вызвать у детей чувство гордости и интереса к своему городу.

8. Побудить желание узнать большее о родном городе.

9. Подвести к пониманию, что наш город требуется бережного отношения

к историческому наследию нашего города.

10. Пробуждать желания сделать для своего города Исилькуль, что-нибудь полезное.

11. Заучивание с детьми домашних адресов.

12. Формировать элементарные исследовательские навыки.

13. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь; память, интерес к игровой деятельности, творческие и познавательные способности, воображение.

Ход работы над проектом.

I этап: подготовительный

1. Подборка материалов, художественной литературы по заданной тематике

2. Сбор иллюстративного материала

3. Разработка конспектов занятий

II этап: основной

Познавательное развитие

1. «Моя страна Россия»

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

Задачи: ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой, гимном России и столицей; закрепление полученной информации

2. «Наш родной город – Исилькуль»

Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей малой Родине.

3. Беседа «Мой дом, наведу порядок в нем".

Цель: Воспитание у детей культуры поведения, желание поддерживать чистоту и порядок в доме, группе, на участке.

4. «Чистый город» (экология)

Цель: Уточнение знаний детей о значимости чистоты улиц города и о роли человека в поддержании ее.

Практика

Художественно эстетическое развитие

1. Рисование: «Дом в котором я живу»

Задачи: Создать условия для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как одном из «уголков» своей родины. Продолжать рисовать несложные сюжеты. Развивать творческое воображение, способности к композиции. Воспитывать патриотические чувства, интерес к познанию своей родины

«Природа родного края»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать умение рисовать лиственные и хвойные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны (береза, дуб, ива, осина, ель, цвета; развивать технические навыки в рисовании карандашами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способности к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

«Администрация г. Исилькуля»,

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Обогатить содержание изобразительной деятельности в соответствии с поставленными задачами познавательного развития. Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомого здания, комбинируя изобразительные техники (рисование и аппликацию). Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления и эстетические переживания.

2. Оригами «Деревья»

Цель: Активизировать мыслительные процессы

Задачи: Развивать уверенность в собственных силах.

Учить следовать устным инструкциям и последовательности действий. Стимулировать развитие памяти, в том числе мышечной.

Знакомить на практике с основными геометрическими понятиями.

Учить концентрировать внимание.

Развивать пространственное воображение, зрительное восприятие информации.

3. Музыка прослушивание гимна Российской федерации, песен о родном городе

Цель: познакомить учащихся с гимном России в исторической ретроспективе, родном городе.

Развитие интереса к истории России, родном городе;

Формирование уважения к символам государства;

Расширение кругозора учащихся о государственной символики России;

Развитие навыков исполнения гимна;

Воспитание гражданских чувств, чувства патриотизма через познание символов государства

Совместная деятельность родителей и детей:

1. Изготовление макета отдельных зданий г. Исилькуля.

Цель: Развивать наглядно-действенное мышление, стимулировать поиск новых способов решения практических задач при помощи изготовления различных моделей, овладение техникой и навыками объемного моделирования, приобретение навыков работы с бумагой, картоном и использовать различные подручные материалы; развитие пространственного мышления.

Поддерживать стремление детей активно вступать в общение, высказываться;

Развивать поисковую деятельность детей, умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;

Дать детям возможность проявить свои дизайнерские и творческие способности;

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

2. Благоустройство территории детского сада.

Цель: создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство территории и организации экосистемы детского сада.

Уборка территории участка ДОУ.

Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

1. Посещение музея,

Цель: Ознакомление дошкольников с историей культуры и искусства через знакомство с музеем

Углубить и систематизировать знания детей о культуре поведения в общественных местах, в том числе в музее.

Подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают (сначала при демонстрации иллюстраций, слайдов в детском саду, затем при общении с подлинниками в процессе экскурсии в музей); с музейными профессиями, с «не музейными» объектами.

Формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

2. Посещение библиотеки МБУ «Исилькульская центральная библиотечная система»

Цель: Познакомить детей с библиотекой и основными правилами пользования библиотекой, сформировать навык бережного отношения к книге.

Дать понятия: библиотека, читатель, библиотекарь, формуляр.

Рассказать порядок и правила пользования библиотекой.

Познакомить с правилами пользования книгой.

Развитие речи

1. Чтение художественной литературы

(Берстов «Мы едим по городу», Михалков «Улица нашего города», стихов о малой родине т. д.)

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

2. Рассматривание знаменитого человека нашего города (В. С. Гребенников)

Цель – знакомство с знаменитым человеком нашего города.

Социально-коммуникативное развитие

1. Пальчиковая гимнастика:

Цель: познакомить детей с пальчиковой гимнастикой, научить играть в неё, развивая при этом речь и вызывая эмоциональный отклик.

«Мы во двор пошли гулять»,

«Домик», «Дом»,

«Путешествие»,

2. Дидактические игры:

«Собери мозаику»,

Цель: развитие моторной ловкости указательного и большого пальцев ведущей руки ребенка; выработка у ребенка умения располагать мозаичный рисунок в соответствии с образцом

«Гости Исилькуля?»

Цель: Формирование умения творчески развивать сюжет игры

3. Сюжетно-ролевые игры:

«Магазин»

Цель: обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; закрепить знания о функционировании магазина; формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

«Библиотека»

Цель: Повышать интерес и бережное отношение к книге; развивать речевое творчество в процессе игры, мелкую моторику; формировать у дошкольников культуру общения в библиотеке.

«Строительство нового дома»

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

III этап: заключительный.

Провели анализ и обобщили результаты, полученные в процессе проекта. Дети отметили, что Исилькуль очень красивый город. Также отметили, что существуют архитектурные здания, памятники, дворцы культуры

Дети сделали вывод, что город наш нужно содержать в чистоте и порядке для того чтобы гордились им не только мы, но и любовались приезжие гости из других городов.

Оформили выставку рисунков «Дом в котором я живу», «Природа родного края» и рисунка с элементами аппликации «Администрация г. Исилькуля», оригами «Деревья».

Результат работы:

Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях, неповторимой природе края. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной темы.

Повышение компетентности воспитателей по представленной теме.

Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бесединская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области. Проект: «Моя малая Родина». Подготовила и провела: воспитатель групп дошкольного образования Косынко О.А.

Паспорт проекта:

  • ТИП ПРОЕКТА: познавательно-речевой.
  • ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.
  • ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ: долгосрочный.
  • УЧАСТНИКИ: воспитанники групп дошкольного образования №3 «Непоседы», родители воспитанников, воспитатели.
  • ВОЗРАСТ: 6-7 лет.
  • АВТОР ПРОЕКТА: воспитатель группы дошкольного образования Косынко О.А. .
Проблема: Мы, взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду

Актуальность:

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, а потом и гражданином России.

Цели проекта: воспитание чувства любви к родному селу; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Задачи проекта:

  • Систематизировать знания детей о достопримечательностях, природе родного края.
  • Вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.
  • Обучать способам практического применения знаний в игровой, речевой деятельности.
  • Стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории своего поселка.
  • Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
  • Воспитывать уважительное отношение к достояниям родного края.
  • Воспитывать любовь к родному дому.
Этапы реализации проекта: 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. Педагог: -раскрывает проблему, -определяет цель, -намечает задачи для реализации поставленной цели. Дети: - вхождение в проект. Родители: - вызвать положительный отклик родителей на существующую проблему. 2.Планирование деятельности: Педагог: НОД (познавательное развитие): Беседы: «Родной край», «Что я знаю о своем селе?», «История села», «Достопримечательности нашего села», «Когда мы едины-мы непобедимы». Знакомство с символами Курской области (герб, флаг, гимн). Оформление страничек летописи детского сада «Наша история». Экскурсия в школьный музей. Экскурсии к памятникам боевой славы, в администрацию Бесединского сельского совета, в школу, в пекарню, в пожарную часть, в библиотеку, в поликлинику, в храм, в аптеку села Беседино. Знакомство с отцом Андреем – настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Чтение и разучивание стихотворений о Родине, природе родного края. Заучивание гимна России и Курска. Сотрудничаем с пожарной частью села Беседино Беседа и экскурсия «Достопримечательности села Беседино». С чего начинается Родина? Экскурсия в поликлинику и аптеку села Беседино. На приеме у детского врача. Экскурсия в школу и библиотеку. Знакомство с символами Курской области. Лепка «Курский соловей» Занятие на тему: «Достопримечательности нашего села». Цель: воспитание чувства любви к родному селу. Никто не забыт, ничто не забыто. Патриотический уголок «Родина наша-Россия» Беседы: «Родной край», «Природа Курского края». Наша Родина начинается с малого.

Просмотр книг, чтение и разучивание стихотворений о Родине, природе родного края.

Знакомство с православной культурой. Беседы «Истории нашего села»

Покрова Пресвятой Богородицы до 2009 года

В гостях у иконописца. Беседа «Что я знаю о своем селе?» НОД (художественно-эстетическое развитие): Выставка детских рисунков «За что я люблю свою Родину?». Лепка «Курский соловей» Фотоссесия «Я познаю мир» Презентация «Природа родного края». Составление рассказов: «За что я люблю свою Родину?», «Профессии нашего села», «Как возникло наше село?», «»Где мы живем?», «Что у нас под ногами?». ДЕТИ. Разучивание игр, стихотворений, участие в проектах, выставках и продуктивной деятельности, поиск с родителями новых знаний о своей малой Родине. РОДИТЕЛИ. Беседы «Наш край», «Колесо истории». Поиск информации о истории села Беседино Участие в фотосессии «Я познаю мир» . Участие в оформление страничек летописи детского сада «Наша история». Помощь в создании атрибутов, пошив костюмов к сюжетно – ролевым играм по теме «Профессии». Встречи с интересными людьми с участием родителей. Просмотр и участие в праздниках нашего села. 3. Заключительный Ожидаемые результаты проекта: Воспитание у ребенка любви к родному дому, семье, детскому саду. Прививать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду. Сформируется гражданская позиция, чувства любви к Родине. Разовьется интерес к истории своей страны, своего села, своей семьи. Дети овладеют средствами общения со взрослыми и сверстниками, овладеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Дети будут применять знания в игровой, речевой деятельности. Усилятся взаимодействия педагогов с родителями, повысится роль семьи в воспитании детей. Произойдут позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений между родителями и детьми. Продукты проекта: Выставка детских рисунков «За что я люблю свою Родину». Выставка работ «Курский соловей» Фотоссесия «Я познаю мир» Оформление страничек летописи Презентация «Природа родного края». Паутинка проекта

Образовательная область

образовательной

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

результат

подготовительный

3-4 неделя

декабря 2017

Определение педагогом целей и задач в соответствии с возрастом и образовательными областями; планирование деятельности;

Выявление первоначальных знаний детей о ВОВ.

Подбор литературы, фотографий.

Ввод детей в проблему

Принятие задач проекта

Беседа «Моя малая Родина»

Уровень знаний по теме «Моя малая Родина»:

Высокий – 15%

Средний – 25%

Низкий – 60%.

Родители информированы, у детей вызван интерес

основной

Январь 2018

Социально-комуникативное развитие

Беседы «Когда мы едины – мы непобедимы», «Наш край», «Колесо истории».

Праздник радости.

Информирование по тематике бесед.

Формировать представления о родном селе.

Знакомить с бытом и народными промыслами.

Речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Где мы живем?», «За что я люблю свою Родину?», «Что у нас под ногами?».

Д/И «Составь предложение», «Что я видел по дороге в детский сад?»

Рассматривание вместе с детьми фотоматериалов о своей Родине.

Развитие свободного общения детей со взрослыми, коммуникативных навыков, всех компонентов речи

Познавательное развитие

Экскурсии к значимым местам села Беседино.

Д/и «Добавь словечко», «Лабиринт».

Сбор информации о памятниках села Беседино

Появление познавательного интереса у детей. Воспитывать чувство патриотизма.

Художественно-эстетическое развитие

Поиски красивого вокруг себя.

Беседы «Что я знаю о родном селе?»

Д/и «Что где растет», Рассматривание выставки в книжном уголке, лепка курский соловей.

Организация экскурсии к иконописцу

Формирование представления о значимости православия

Физическое развитие

Формировать потребность у воспитанников в двигательной активности и физическом совершенствовании.

П/И «Пограничники», «Разведчики».

Встречи с интересными людьми.

Чувство радости и гордости от полученных результатов.

заключительный

1-2 неделя февраля 2018

Повышение уровня знаний детей о своей Родине.

Выставка рисунков «Я и моя Родина»

Совместное чаепитие с родителями и детьми

Развитие активного интереса к данной теме.

План осуществления проекта (основной этап)

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Беседа «Что я знаю о своем селе?»

Индивидуальная работа (прослушивание соловьиных трелей).

Помощь в подборе иллюстраций, фотографий.

Фотоссесия «Я познаю мир»

Рисование «Белая береза зимой»

2.Непосредственно-образовательная деятельность

НОД (познавательное развитие). «История моего села»

Д/и «Колесо истории»

НОД (худ-эст развитие)

Лепка «Курский соловей»

Просмотр презентации «Природа родного края»

Чтение стихотворении о Родине.

Рассматривание фотографий нашего села.

3.Прогулка

Экскурсия в храм. Знакомство с настоятелем-отцом Андреем.

Наблюдение за синичками - птицы нашего края

4.Вторая половина дня

Заучивание первого куплета гимна Курска»

Экскурсия по детскому саду.

Модель трех вопросов

Что я знаю о своем селе?

Что я хочу узнать о своем селе?

Как узнать?

Я живу в селе Беседино.

С чего начинается Родина?

Сходить в библиотеку.

В нашем селе есть храм.

Как называется наш храм?

Познакомиться с отцом Андреем и сходить на экскурсию.

В нашем селе есть памятники воинам ВОВ.

Где находятся?

Спросить у родителей. Сходить на экскурсию.

В Беседино построили надземный переход

Для чего он нужен?

Экскурсия с воспитателем

Я скоро пойду в школу

Чем я буду заниматься в школе?

Экскурсия в школу с воспитателем

У нас красивая природа

Какие растения я знаю?

Посмотреть книги, обратить внимание на то что растет рядом

Оформление страничек летописи

Выставка рисунков «За что я люблю свою Родину?»

Вывод. В группе создана благодатная эмоциональная атмосфера для дальнейшего изучения своего края, своей Родины. У детей и родителей появился познавательный интерес к своему селу. Дети стали практически применять полученную информацию в игровой деятельности. Дети научились понимать, что все хорошее начинается с Родины. Методическое обеспечение проектной деятельности: Программа «Радуга» - Методическое руководство – «Учусь говорить», «Познаю мир» «Школа родителей». Сборник материалов для организации работы с семьями детей, имеющих трудности в воспитании. – Курск: МУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2006. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. Гимн г.Курска. Стихотворения о Родине.

испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; Место работы родителей, значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности по дому, в детском семья» саду. Место проживания: город, микрорайон, некоторые достопримечательности города. Должны научиться любоваться природой, бережно относиться к ней. Этапы реализации проекта Выявление проблемы, формирование цели и задач. Разработка проекта. Подбор методической литературы. Создание в группе предметно – развивающей среды. Выполнение проекта. Практическая часть. Итоги и презентация проекта. Основные направления реализации проекта Разработать и организовать все виды детской деятельности по блокам: Формирование знаний о семье «Мой дом», «Моя улица», «Мой город» II. Организовать творческую деятельность детей, родителей, воспитателей. Работа с родителями: Консультации на тему: «Безопасность на дорогах», помощь родителям в создании фотоальбомов «Мой любимый город», «Моя семья» Предложить родителям вместе с детьми посетить памятники, красивые места нашего города. Дать рекомендации о книгах и мультипликационных фильмах на тему патриотического воспитания детей.

Проект "Моя малая Родина Усть-Уда" для детей старшего дошкольного возраста.

Содержание.
Введение
Глава 1.Гражданско-патриотическое воспитание дошкольника.
Глава 2.Педагогическое обоснование методы и формы работы над проектом.
2.1 План реализации творческого проекта «Моя малая Родина Усть-Уда»
2.2 Практическая реализация проекта «Моя малая Родина Усть-Уда».
Заключение.
Список литературы
Приложение

Введение:

Формирование понятия малая - Родина с детьми дошкольного возраста:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)
Гражданское патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улицы, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование ----чувство любви к своему Отечеству.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя.
Для более успешной работы по патриотическому воспитанию я взяла метод проекта. Проект-это игра всерьёз; результаты её значимы для детей и взрослых.
Проект «Моя малая Родина Усть-Уда» способствует не только интеллектуальному, нравственному, патриотическому, воспитанию, но и развивает коммуникативные навыки.
Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

Актуальность темы проекта: мы горим желанием воспитать у ребёнка любовь к Родине, а оказываемся не в состоянии воспитать у него любовь к самому близкому-к родному дому и детскому саду. Но ведь это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом –гражданином России, и только потом-жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далёкому.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать. Одним из перспективных методов, способствующих задач гражданско -патриотического воспитания дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, к доступным ребёнку явлениям общественной жизни, формирует навыки сотрудничества, воспитывает любовь, уважение к родному краю и чувство гордости за него.

Метод проектирование деятельности дошкольников позволяет совершенствовать навыки целепологания и проблематизации, что несомненно способствует вхождению ребенка в окружающий мир. Этнос имеет огромное значение на способность ребенка благоприятно социализироваться. Проводя образовательную ситуацию по теме «Мои соседи» при организованной образовательной деятельности по теме «Моя малая родина», выявила недостаточность знаний о знаменитых людях своего посёлка, о достопримечательностях и памятниках, которые находятся на территории поселения дошкольники имели очень скудные знания поэтому, разработан проект «Моя малая Родина» Этот проект значим для всех участников проекта:
У детей формируются навыки самостоятельности, активности,
инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков
в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о своем родном поселке, о полезных ископаемых, добываемых на территории поселения, традициях и истории возникновения.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности,который даёт возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольника, и привлечь родителей для пополнения
предметно развивающей среды группы и знаний детей.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению; вовлекаются не только в воспитательно-образовательный процесс своей группы, но и процесс развития дошкольного учреждения. В плане решения воспитательных задач этот проект создает объективную предпосылку для воспитания патриотизма и толерантность старших дошкольников, уважение к людям труда, ветеранам ВОВ.
Совместно с детьми мы составляли альбомы «Село родное – край мой дорогой», «Дорога от дома до детского сада», в которые вошли продукты творчества детей, родителей и педагогов. Важную роль в развитии толерантности, терпимость одного народа к другому, в воспитании уважения к сверстникам и взрослым играет чтение доступных для детей этого возраста текстов художественных произведений, рассказывание им сказок и других произведений устного творчества народов разных национальностей, так как группу посещают дети бурятской и русской национальности. Проводились беседы с родителями и детьми о посёлке Усть-Уда.
Данный проект целесообразно использовать для развития толерантности и патриотизма старших дошкольников.
Привлечь детей и взрослых к составлению альбома «Моя Усть-Уда», сделать их активными участниками проекта.
Результатом их деятельности в рамках проекта должен стать альбом (рисунки домов, фотографии или рисунки зданий где работают родители).
Гипотеза: воспитывать у ребёнка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо. Всё хорошее начинается с сродного дома и матери-хранительнице очага.
Цель проекта: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи проекта
Обогатить знания о достопримечательностях родного посёлка.
Воспитывать гордость за свой поселок.
Формирование любви к родному посёлку Привлечение родителей к сотрудничеству с ДУ.
Активизация творческого потенциала родителей.
Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
Создать наиболее благоприятный климат в детском коллективе, установить тесный контакт и взаимодействие между детьми, родителями, педагогами, между семьёй и детским садом.
Способствовать объединению детей и взрослых различного положения.
Обеспечить условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.
Активизация познавательного интереса к объектам социального мира.
Формирование системы краеведческих знаний: о традициях нашего посёлка, особенностях ландшафта, застройки посёлка «деревянные дома», зданий определяющие архитектурный облик нашего посёлка.
Соблюдать права ребёнка на игру, досуг, на свою территорию
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Предполагаемый результат

Дети могут знать и называть место проживания: посёлок, некоторые предприятия родного посёлка и их значимость;
Дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада, испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
Дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, проявлять внимание и уважение ветеранам и пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
Получение первого опыта рефлексии(самооценки)
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия. Пополнение развивающей среды группы альбомом о посёлке, исторических местах посёлка.
В результате работы по проекту участники создадут альбомы, изображение домов - рисунками детей и родителей. Каждый дом – мир одной семьи, личное пространство, в котором они живут и в котором есть всё, что им дорого.
Для настроенности на выполнение задания предлагаются темы, понятные каждому и важные для всех.
«Мой дом – моя крепость»
«Самый красивый дом»
«Дом моей мечты»
«Счастливый дом»
«Сказочный дом»
«Дом на самой красивой улице».

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Она (идея патриотизма) отражена в частности, в Концепции модернизации российского образования до 2010 года и в Федеральной программе развития образования – в них отражается социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора по патриотическому воспитанию дошкольников выделяют национально-региональный компонент. Во многих программах, по которым работают современные ДОУ, задачи воспитания чувства любви к Родине формулируются одной фразой, в них не говорится о средствах и методах решения данной задачи.
Слово «патриотизм» образовано от греческого «патрис»- «родина». Преданность и любовь к своему Отечеству, народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию и не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накоплений знаний представлений об окружающем, это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром и желание сохранять и приумножать богатства малой Родины. Чувство любви к родному дому, краю, природе - одно из слагаемых патриотизма. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально.
Понятие «Родина» более чем абстрактно для детей. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Любить Родину - значит знать её.
Для того чтобы ребёнок проявлял интерес к стране, её истории, нужно, чтобы малая Родина – ближайшее окружение стало объектом его познания.
Важно пробудить интерес к истории своей семьи, детского сада, родного села. Следует начинать с более близкого детям понятия – «малой Родины», оно понятно и доступно их пониманию, ведь у детей уже сформированы чувства к близким (к своей семье). В привитии любви к Родине важно соблюдать последовательность: от близкого - к далёкому, от малого - к великому (мой дом - моя улица - моё село - моя страна - моя планета) .
Поставив перед собой эту задачу, я столкнулись с серьёзной проблемой-недостатком материала для проведения систематической работы. Мы решали её с педагогическим коллективом комплексно:
для педагогов была поставлена общая цель - наработать и систематизировать материал, доступный для усвоения детьми дошкольного возраста.
На начальном этапе работы над темой мы столкнулись со следующими проблемами:
-мало методических пособий, особенно по ознакомлению с конкретными регионами;
-отсутствие пособий, методики по приобщению к нашей малой Родине.
-отсутствие наглядной информации (фотографий, иллюстраций, отсутствие дидактических игр,
-систематизированного художественного слова.
Мы должны продумывать, о чём рассказывать детям, особо выделяя характерные особенности нашей местности, доступно показать связь родного села со всей страной.
Реализуя данное направления, формируя патриотические чувства детей, наш коллектив убеждён, что следует сделать акцент в первую очередь на воспитание любви к родному дому, к природе, и культуре малой Родины, познакомить с её историей и достопримечательностями. Мы хотим, чтобы наши дети гордились своей малой Родиной.
Воспитывая у детей любовь к малой Родине, самое главное - необходимо подвести к пониманию, что наше село – частица большой Родины - России. Важно показать уникальность села, помочь увидеть его неповторимость и красоту. Что здесь в Усть-Уде, как и в других сёлах, городах страны трудятся люди - это их близкие и родные, они живут дружно, берегут и охраняют природу и т. п. Следует понимать, что мир ребёнка отличается от мировоззрений взрослого человека. Мир ребёнка, в первую очередь - это его дом, семья, улица, ближайшая территория: двор, игровая площадка, лес, река - всё-то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь.
Работа по формированию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители выступают не только как помощники детского сада, но и как участники формирования личности ребёнка. Мы педагоги, и, конечно же, родители должны помочь ребёнку научиться видеть и понимать красоту и величие родных мест (родного края, его малой Родины – это даёт возможность ощутить причастность к большому и прекрасному миру, Родине-России.
Поэтому работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- сформировать представление о своём селе, как части России, об истории возникновения родного села, знаменитых людях, основных достопримечательностях, традициях. Помимо познавательных занятий предусмотрен ряд мероприятий. Материал проекта представлен блоками:
-познавательно-краеведческим,
-эколого-краеведческим
-художественно-эстетическим,
-физкультурно-познавательным.
Результаты работы в ходе реализации проекта:
- подобран литературный материал о малой Родине, сделан альбом со стихотворениями о Родине, о крае, о родной земле, стихотворения местных поэтов о селе Усть-Уда, о нашей реке Ангаре, пословицы и поговорки о труде, Родине.
- приобретён и изготовлен иллюстративный материал по теме (Карта Российской Федерации, Символика России: это герб, изображение флага, изображение президента РФ-Путина В.В. ;
- фотографии достопримечательностей нашего села; карта Иркутской области, герб.
- изготовлены дидактические игры;
Со всеми участниками проекта проведены различные мероприятия:
- обсуждение проекта с детьми, педагогами, согласование с родителями (родители признали тему актуальной и приняли активное участие в реализации проекта) ;
- проводятся познавательные занятия со старшими дошкольниками, беседы, экскурсии, целевые прогулки;
- организация игровой деятельности (дидактических и словесных игр) ;
- изготовление и демонстрация продуктов детской деятельности (организация выставок) .
Сформировалось ли у детей чувство любви к Родине, об этом говорить пока рано, но крупинки уважительного отношения к людям труда, к истории села, культуре малой Родины появились.
Я считаю, что патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с родным селом, краем - не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к малой Родине.

Меняются времена, эпохи,люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Самое большое счастье для родителей –вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Дошкольный возраст-фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - это и есть воспитание нравственно патриотических чувств у дошкольников. Новый нормативный документ определяет основу образовательной программы российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребёнка. Инновации определяют новые методы, формы. средства, технологии. Использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Формы работы с детьми по проекту:
1.Целевые прогулки к памятникам боевой славы, улицам, экскурсия в музей.
2.Экскурсии к памятным местам. Наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны.
3.Чтение художественной литературы-о защитниках родной земли, Отечества.
4.Использование аудио и ИКТ для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильма о подвигах русских людей.
5.Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет об исторических фактах и событиях нашего посёлка.
6.Встреча с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях «День матери», «День победы», «Папин праздник».
7.Подготовка тематических выставок, посвящённые памятным датам, изготовление сувениров, коллажей, альбомов, буклетов.

Тип проекта.

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий.
По числу участников проекта: групповой (15-20, все желающие)
По времени проведения: долгосрочный.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ, социум-библиотека.
По профилю знаний: область социализация.
По типу объекта проектирования: социальный.

План реализации проекта.

Встреча и регистрация участников.
Объяснение задания.
Изображение своего дома.
Здания в которых работают родители.
Монтаж рисунков и фотографий в альбом.
Выставка, обсуждение альбома, придумывание названия.

Этапы работы над проектом.

1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей посёлка Усть-Уда.
Вопросы к детям:
Как называется наш посёлок?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в посёлке?
Что изображено на флаге и гербе нашей Иркутской области?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.

Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории посёлка, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.

Формы работы:

Просмотр фото, видеоматериалов о городе о посёлке Усть-Уда.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Знакомство с разными профессиями жителей нашего посёлка.
Посещение краеведческого музея.
Пригласить в группу людей разных профессий.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Пальчиковые игры: Наш посёлок. Сколько жителей у нас.
Составление творческих рассказов.
Чтение стихов и рассказов жителей нашего посёлка.
Составление описательных рассказов о достопримечательностях посёлка

Художественное творчество:

Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Рисование по теме «Мой дом», « Моя семья», « Улицы моего посёлка».
Коллективная работа « Наш детский сад».
Конструирование из строительного материала.
Изготовление аппликации «Посёлок будущего».
Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.

Формы работы:

Дидактические и настольные игры: « Найди флаг».
Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», « Парикмахерская», «Магазин».
Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Разучивание песни « О дружбе». «Усть-Уда»
Прослушивание авторских песен о нашем посёлке
Передача образов людей разных профессий.
Игра – драматизация « Все мы жители посёлка»
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить родителей посетить вместе с детьми краеведческий музей.
Подбор интересных сведений о посёлке
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в посёлка.
Попросить принести фотографии родителей бабушек, дедушек на предприятиях нашего посёлка. Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ
Обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Итоговое мероприятие « Моя малая родина».
Выставка работ по теме « Моя малая родина»

Образовательная деятельность: познание, социализация, коммуникация: сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Детский сад» «Семья», «Кто работает в детском саду?», «День рождения», «Профессии моих родителей». Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живём в детском саду», « Моё имя», «Моя комната». Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «У меня есть голова». Познание, коммуникация, социализация, речь и речевое развитие: составление рассказов на тему: «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду», «Мой папа, мама, бабушка, дедушка», «Моё любимое занятие», « Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» Сотворчество детей и родителей по теме проекта. Чтение художественной литературы, литературная речь, словесное искусство: чтение рассказов: «Моя бабушка», С.Капутикян; «Мой дедушка» Р.Газматов, «Мама» Ю.Яковлев, «О мальчиках и девочках» С.Маршак, «Вместе тесно, а врозь скучно» К.Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Е.Успенский, «Бабушкины руки» Л.Квитко, «Не мешайте мне трудится» Е.Благинина..
Художественное творчество: рисование «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи». Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад»»Мы любим трудиться». Сотворчество детей и родителей: «встреча гостей», «Мой дом».
Организованная образовательная деятельность: «Состав семьи», «Работа моих родителей»; беседы: «Любимый отдых членов моей семьи», «Как я помогаю дома», «Имена, отчества, фамилии и их значение», экскурсии по детскому саду.
Социализация, коммуникация, художественное творчество: выпуски семейных газет; создание альбомов; создание библиотеки: книги о родном крае, Москве, наборы открыток.
Здоровье, физическая культура: беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Микробы и мыло», составление правил безопасного поведения на улице, в группе и дома. Физкультурный досуг «Зимние забавы»
Музыка: проведение праздников «Мамин день», «День защитника Отечества», «День победы», разучивание песен о детском саде, доме, о маме.
Взаимодействие с родителями: создание эмоционально-благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия. Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?». Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в составлении рассказов о семье. Соблюдение прав ребёнка на игру, досуг, труд. Составление альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну-наш общий дом.
В.Степанов.

Перспективный план работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда».

Сентябрь:
Целевая прогулка по близлежащим улицам: в посёлке много улиц, у каждой улицы своё название, много домов, у домов свои номера.
Мой родной посёлок.
Беседа о домашних адресах.
Заучивание с отдельными детьми домашних адресов.
Дидактические игры: «Где я живу?», «Где ты живёшь?».
Беседы: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном посёлке.
Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина Усть-Уда».
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка.
Октябрь:
Целевая прогулка по близлежащей улице. Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад.
Целевая прогулка по близлежащей улицы. Обратить внимание на работу дворника, на чистоту территории детского сада.
Дать задание по дороге домой отметить, название улиц, какие предприятия расположены, какие магазины.
Беседа о том, что полезного сделали люди. Напомнить, что всё сделано руками человека и всё надо беречь.
Дидактические игры: «Кто где работает?», «Где люди живут?»,
Беседы: «О домашних адресах», о профессиях (где и кем работают родители)
Продолжать собирать материал по созданию альбома.
Цель:
Формировать представления детей о посёлке в котором они живут, уточнить знания о своей улице, воспитывать любовь к своему посёлку.
Ноябрь:
Занятие «Город-посёлок».
Рассматривание иллюстраций в книжном уголке на тему: «Город-посёлок».
Экскурсия к памятникам нашего посёлка.
Вспомнить с детьми их домашний адрес, напомнить, что в посёлке много улиц с разными названиями. Пополнение альбома материалом.
Дидактические игры: «Угадай, где и кем я работаю?»
Рассматривание иллюстраций, фотографий, о зданиях нашего посёлка.
Беседа: конструирование образовательной ситуации «Где строят города, посёлки, деревни» (в плодородной местности, где много воды; у источников воды; на пересечении дорог; рядом с лесом, так как древесиной можно отапливать дома, готовить пищу; на холмах, для защиты от врагов; рядом с шахтами, портами-рабочие города и посёлки; там, где люди предпочитают отдыхать, курортные города и посёлки; где находится правительство страны, столица нашей Родины-Москва).
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, о его достопримечательностях, уютных его уголках, закреплять навыки поведения на улицах родного посёлка, воспитывать любовь к родному посёлку.
Декабрь:
Побеседовать с детьми, кто где был в родном посёлке, что видели, что понравилось, рассмотреть фотографии.
Проблемные ситуации на тему, почему нужно знать свой домашний адрес: название улицы, номер дома, фамилию.
Вспомнить название улицы, на которой находится детский сад и названия улиц, на которых живут дети.
Предложить родителям, чтобы они с детьми сходили в музей, и посмотрели материал, как появился наш посёлок.
Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю?», «Что предмет расскажет о себе».
Беседа: «Кто заботится о нас в детском саду», «О помощи взрослым».
Пополнение альбома.
Цель:
Формировать представление о том, что наш посёлок это маленькая частица нашей большой Родины-России, познакомить с историческим прошлым нашего посёлка.
Январь:
Рассматривание в уголке иллюстраций, фотографий, картин о нашей природе.
Показать красивые здания.
Беседа с детьми о правилах движения по улицам посёлка, рассказать что означают те или иные знаки дорожного движения.
Чтение стихотворений о нашем посёлке, познакомит с писателями, кто написал эти стихотворения.
Рассказы детей об улицах на которых они живут.
Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Кем быть?».
Беседы: «Я и взрослые люди», «Я и моя семья», «Быт и основные занятия русских людей». Познавательное сообщение «Природа и города России».
Работа со схемой «Как дойти до детского сада и по каким улицам».
Цель:
Дать представление о Родине-России, развивать умение ориентироваться по карте, находить свою страну, свой посёлок, воспитывать любовь к своей Родине, чувство гордости за свою страну.
Февраль:
Целевая прогулка по улице, на которой расположен детский сад, рассматривание здания детского сада, из какого материала сделан детский сад.
Рассматривание памятника героям, павшим, защищая Родину, фотографий и иллюстраций.
Предложить родителям посетить вместе с детьми памятник, кто погиб защищая Родину.
Беседа с детьми, которые были с родителями у памятника героям, погибшим, защищая своё отечество, предложить им рассказать, что они видели.
Дидактическая игра: «Где я живу», «Узнай по описанию».
Беседа «Детский сад-моя вторая семья», Традиции нашего посёлка».
Работа с родителями: рассказать детям о прохождении службы в армии, в каких частях, в каком городе они служили.
Цель:
Формировать представление о Великой Отечественной войне, о военных действиях, воспитывать любовь, чувство благодарности к ветеранам войны, любовь к родному посёлку.
Март:
Беседа с детьми о родном посёлке, как называется, что детям нравится, где они были.
Беседа о труде тех, кто строит дома.
Беседа с детьми о том, как называют жителей родного посёлка. Что делают его жители, чтобы родной посёлок был красивее, что могут сделать дети.
Рассматривание иллюстраций о городе и о посёлке. Закрепление знаний. Чтение главы из книги Л.Воронковой «Солнечный денёк».
Дидактические игры: «Кто где работает», «Что из чего сделано».
Беседы: «Наши имена и фамилии», «Я и моя семья», «Сколько мам в твоей семье?».
Рассматривание фотографий современной застройки нашего посёлка.
Работа с картой Иркутской области.
Цель:
Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости, за свою страну Россию, продолжать знакомить с символикой: российским гербом, флагом, гимном, развивать интерес к историческому прошлому России, нашего посёлка.
Апрель:
Уточнение домашних адресов детей; напомнить, что в посёлке много улиц, и у каждой есть своё название.
Рассмотреть в книжном уголке иллюстрационный материал о родном посёлке.
Целевая прогулка по близлежащим улицам. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству посёлка.
Беседа с родителями о приближающемся празднике Дне Победы. Посоветовать посетить с детьми праздник посвящённый Дню Победы.
Дидактические игры: «Кем быть?» «Знаешь ли ты свой посёлок?».
Беседы: «Без семьи нет счастья», «О помощи старшим», «Человек без Родины - что соловей без песни».
Создание макета: «Прошлое жилище». Конкурс рисунков на тему: «Посёлок в котором я живу».
Цель:
Продолжать знакомить детей с нашей огромной страной, воспитывать любовь к нашей малой Родине, где родились, где живём.
Май:
Занятие «Наша малая Родина Усть-Уда»
Беседа с детьми о том, как жители посёлка весной стараются сделать посёлок красивым.
Закрепление знаний о нашем посёлке, о нашей малой Родине, рассмотреть иллюстрации, фотографии.
Подведение итогов работы по проекту «Моя малая Родина Усть-Уда»
Дидактические игры: «Где я живу», «Кому что нужно для работы», «Назови свой адрес»
Беседы: «Мой дом-моя крепость»
Рассматривание альбома о родном посёлке.
Конкурс знатоков родного посёлка. Прослушивание песен о доме, игр.
Выставка детских работ на тему: «Мой праздничный посёлок»
Цель:
Закрепить знания детей о своей малой Родине. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать восхищение красотой русской природы. Вызвать в детях чувство восхищения талантом русского народа и гордость за свой народ.

Стихи о нашем замечательном посёлке написала Татьяна Фёдоровна Макагон. Жительница нашего прекрасного, удивительного посёлка.

Ты- России частица.

С ясным солнцем играет
В волнах моря вода.
С добрым утром, родная,
Ты, моя Усть - Уда!

Ты –России частица,
Мой посёлок родной.
Будем вечно гордиться
Мы твоей красотой.

Сколько ярких талантов,
Вдохновенья, труда,
Мастериц, музыкантов
Ты дала Усть-Уда!

Чайки вьются над морем,
Славят песней тебя.
Расцветай год от года
Ты, моя Усть-Уда!
Сентябрь 2007год.

А эти строки написала Екатерина Гамаюнова о нашей малой Родине, о наших земляках, о красивых местах.

Край таёжный, край полей и рек.

Усть -удинская земля родная,
Край таёжный, край полей и рек,
Широту твоих просторов знает,
Каждый, здесь живущий человек.

Ты –Иркутской области частица,
А она России регион.
В Ангаре –байкальская водица,
В мире нет таких озёр, как он.
Мы трудом гордимся поколений,
Помним не вернувшихся с войны.
Мы воздвигли храм Богоявленья-
Дела большие издали видны.

Край прекрасный и зимой, и летом,
Дорогая родина моя,
Нет тебя милее на всём свете,
Суровая сибирская земля.

Главное богатство-Люди!
Усть - удинскую землю прославили многие замечательные люди, уроженцы района, а также те, чьим трудом гордятся земляки, один из них это писатель Распутин В.Г. Всемирно известный писатель, Герой Социалистического труда, дважды лауреат Государственной премии СССР и многих других премий, уроженец нашего района.
Он написал такие строки:
«Чем мы больше всего гордимся из своего прошлого? Да, тем, что несмотря на все невзгоды, сохраняли и до сих пор сохранили дух сой, своё лицо, словом, свою особливость, дающую нам право называться своим именем. Всякий народ жив до тех пор, пока он сохранит сомозвучание и самостояние. не будет этого в языке, культуре, образе жизни и образе мысли---заглохнет и имя. Заглохнет имя---не станет народа. Давайте же понимать и помогать тем, кто добивается, чтобы этого не случилось».

Заключение:

Технология данного проекта позволила получить результаты отличные от традиционных. Использование данной технологии развивает внутреннюю активность ребёнка, способность ставить цели, добывать знания, используя разные способы, получать результаты. В результате использования культурно-исторического наследия семьи, у детей установились партнёрские отношения с родителями. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и обществе; позитивным и ответственным отношением к себе и окружающим, к природе. У детей и взрослых пробудился активный интерес к познанию самих себя, они получили возможность реализовать своё право на саморазвитие.
Проанализировав этапы реализации данного проекта, хотелось бы отметить, положительные результаты которых удалось добиться.
1.Повысился уровень знаний по познавательному развитию в разделе «Моя семья» «Мой дом».
2.Потребность детей самовыражаться в творческой деятельности.
3.Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
4.Пополнение развивающей среды группы альбомами о нашем посёлке, «Малой Родины Усть-Уды».
5.Значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно – воспитательного процесса в частности.

6. Значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.

Список литературы:

1.Н.В.Микляева, Ю.В.Микляева, А.Г.Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 2-5 лет» 2009год (дошкольное воспитание и развитие).
2.М.П.Костюченко «Окружающий мир» интегрированные занятия с детьми 4-7 лет. 2010 год.
3.Г.М.Блинова «Познавательное развитие детей 5-7 лет» методическое пособие 2006 год.
4.О.В.Сакавичене «Патриотическое воспитание дошкольников» журнал «Ребёнок в детском саду» №2, 2006 год.
5.Т.Н.Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ» журнал «Управление ДОУ» № 1, 2007 год.
6.В.Степанов «Учебники для малышей «Моя Родина-Россия»
7. Интернет ресурсы.
8.Е.В.Михеева «Современные технологии обучения дошкольников».2013г.

Приложение.

Анкета для родителей.
(какими навыками владеет ребёнок)
Знает и называет адрес.
Знает называет свой номер телефона
Называет улицу и номер дома.
Называет название посёлка.
Может назвать своё имя, отчество, фамилию.
Может назвать имя, отчество мамы и папы.
Знает своих бабушек и дедушек.
Где работают родители.
Знают и называют нашу красавицу Ангару.
Показывают на карте Иркутскую область, Россию.
Называют города Иркутск, Москва, Братск, Ангарск, Усолье-Сибирское.
Называют памятники и мемориальные доски нашего посёлка.
Называют название нашего детского сада «Колокольчик».

Анкета для детей:
Как называется наша страна?
Как называется на посёлок в котором ты живёшь?
Сколько лет посёлку? Проект в старшей группе на тему "Деревья и кустарники весной" Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе

То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой!

(А. Пришелец)

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

Все мы знаем, какая притягательная сила заключена в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а находясь вдали от родного дома, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Дошкольное детство – это каждодневное открытие мира, это тот период, когда маленький человек постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу, получает первые представления о своей стране, знакомиться с особенностями родного края. Это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей – дело не только нас, воспитателей и педагогов. Неотъемлемой частью в этом деле является личный пример родителей. Вы, уважаемые родители – первые воспитатели ребёнка. Роль семьи в процессе ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает каждая семья и которые не может заменить ни одно дошкольное учреждение.

Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. «Малая Родина» для маленького ребёнка – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, родная улица. Там, на этих осваиваемых пространствах, делаются первые открытия, преодолеваются первые опасности, находятся первые друзья. И счастлив тот, кто приступает к их исследованию рука об руку с матерью, отцом, бабушкой, дедом, кто узнаёт, что по этим улицам, этими лесными дорогами проходили и они, старшие. И нет здесь для них пустого, незначащего; с каждым поворотом улицы, каждым холмом, перелеском, речной излучиной что-то связано. Они - часть их жизни, они - родные. Так ощущение родства в детской душе выходит за стены родительского дома: начинается путь к познанию Родины.

Каждый край, город, даже небольшое село, неповторимы в своей природе и славятся своей историей, традициями, памятниками, людьми. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного села, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой воспитываются любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, а также совершенствуются двигательные навыки и физические качества, являются прогулка-экскурсия, прогулка-поход. В процессе тематических экскурсий, прогулок, походов ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно- нравственные традиции. А это и есть начало и основа патриотического воспитания. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир.

Гуляя с дошкольником, каждый раз можно найти объект для наблюдения. Вот ребёнок видит свою улицу утром, когда идёт в детский сад. Это улица деловая, размеренно спешащая. Одна сторона улицы озарена солнцем, другая в тени. Вечерняя улица совсем иная: дома кажутся выше, небо на фоне ярких фонарей — бездонно тёмным. Ребёнок видит зимнюю улицу, когда выпал первый снег, и весеннюю с искрящейся капелью, с лужицами – зеркалами, отражающими солнечных зайчиков, летнюю улицу, озарённую светом, и осеннюю – омытую серыми дождями. Всё это впечатления, помогающие ему знакомиться с улицей в разных ракурсах, открывая новое в привычном, обыденном. Так ребёнок с помощью близких всматривается в то, что его окружает, наблюдает за жизнью родного села.

Внимание ребёнка полезно привлечь к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах, а так же таким социально значимым объектам как школа, дом культуры, библиотека, почта и др. Рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей вполне по плечу любому родителю. Ребёнку полезно объяснить, почему так назвали улицу, село.

Можно организовать прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами и памятниками погибшим воинам и первым поселенцам села, посещение музейной комнаты. При этом необходимо дать детям возможность не только воспринимать информацию, но и рассуждать, рассказывать из личного опыта, делиться своими впечатлениями с окружающими.

Уделяя время прогулкам, обращайте внимание на красоту села во все времена года, на чистоту улиц, своеобразие различных домов и дворов. Воспитывайте в детях желание вносить свой вклад в облагораживание своего двора, улицы, села.

Непосредственные наблюдения, в сочетании с усвоением доступных знаний, способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Прогулки, походы и экскурсии по родным местам способствуют эмоционально-эстетическому развитию, помогают увидеть красоту и уникальность окружающей природы, бережно к ней относиться.

Если представиться возможность, посетите производство, где работают папа, мама, бабушка или дедушка. Дети гордятся успехами своих родителей. Рассказывайте о труде людей, о своей работе, о людях разных профессий, характерных для родного края (рыбаках, охотниках, доярках и др.) Знакомство с любой профессией даёт возможность показать ребёнку значение каждого вида труда для всех людей села, для всей страны.

Весь комплекс воздействия должен быть направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным селом, краем, воспитывать любовь и привязанность к тем местам, где он родился и живёт.

Однако было бы неверным, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию того, что их село – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для блага других, они всегда готовы помочь друг другу;

В родном селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т.д.;

В родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся и отдыхают;

Когда говорят «односельчанин», «земляк» это указывает на принадлежность человека к тому краю, селу, где он живёт;

Здесь, как и по всей стране, люди берегут и охраняют природу, проявляют заботу о детях;

Каждый человек любит свою малую и большую Родину и гордится ею.

В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края — это источник любви к Родине. Но нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить своё село, свой родной край, а следовательно, больше узнавать о нём, уметь ценить его историю. Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.

Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Подготовила: Рева Е.В., воспитатель первой квалификационной категории