Дата создания: 16.03.2013
Дата обновления: 16.03.2013

"Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы. Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление..."

Большое личное бедствие - плохой учитель милосердия. Оно притупляет чувствительность сердца, которое само тяжко страдает и полно ощущения собственных мучений.
Николай Лесков

Так называемый перенос/контрперенос, или трансфер/контртрансфер – один из наиболее сложных моментов психоаналитической терапии и одно из ключевых понятий психоанализа как теории. По тому, как решаются психотерапевтом проблемы переноса/контрпереноса, можно судить о его профессионализме и качестве работы.
Но прежде чем говорить о том, как распознать этот самый перенос и что с ним делать – обратимся к определениям, чтобы разобраться, что из себя по сути представляет это явление.

Словарь по психоанализу Лапланша и Понталиса:

"Трансфер (перенос) в психоанализе означает процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами (прежде всего – в рамках аналитического отношения). […] Чаще всего трансфером (без определения) называют трансфер при психоаналитическом лечении. Трансфер традиционно считается той областью, где ярко выступает вся проблематика психоаналитического лечения: его начало, разновидности, толкования и завершение".

А в Психотерапевтической энциклопедии дается определение более развернутое:

"…перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Первоначальные источники реакций П. - значимые люди ранних лет жизни ребенка. Обычно это родители, воспитатели, с которыми связаны любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и соперники. […] Реакции П. в позднейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежавшие родителям. Следовательно, возлюбленные, руководители, учителя, актеры, психотерапевты и знаменитости особенно активизируют П. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций П. В повседневной жизни П. возникает самопроизвольно, в том числе в отношениях больного к врачу. […] В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые) П. может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями."

Таким образом, ключевое определение переноса – это перенесение пациентом (клиентом) на психоаналитика тех чувств, которые пациент прежде испытывал к неким важным для себя людям – и в которых, что важнее, сам себе не признавался. Цитируя словарь-справочник по психоанализу Валерия Лейбина (2010 г), перенос характеризуется "установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем".

Поясняя механизм переноса "в упрощенном виде", придется начать, как вроде бы ни странно, с братьев наших меньших.

Молодой хищник видит потенциальную жертву, свой возможный "завтрак": он подбирается к ней и видит, что "еда" убегает. При некоем повторении данного сценария у хищника формируется следующий опыт: если продемонстрировать себя жертве и при этом не торопиться – еда убежит, и придется остаться без завтрака. А с другой стороны – все, что убегает, это потенциальная еда.
И закрепившись в поведении, эти впечатления будут переноситься на все похожие моменты.

Точно так же, когда наше бессознательное набирает опыт, оно, как правило, руководствуется постулатом "после того – значит, вследствие того". Это простейший алгоритм формирования жизненного опыта, обычно свойственный животным и детям (то есть тем, кому пока что недоступны более сложные причинно-следственные связи). Таким образом, с точки зрения ребенка – если папа, к примеру, говорит какие-то слова и совершает некие действия – это со временем войдет в формируемый в бессознательном "образ отца". И когда потом этот ребенок – уже взрослый человек! - видит некие поведенческие маркеры и слышит определенные слова, похожие на папины – он бессознательно, невольно ждет от данной личности таких же реакций, действий, как от собственного папы. И вообще всё его бессознательное говорит: "Это мой отец". В процессе психоанализа подобное проявляется наиболее часто, потому что там как раз идет работа "на неприкрытом бессознательном", да еще и при эмоциональном напряжении.

Если набрасывать возникновение переноса схематически – происходит следующее: все мы воспринимаем нового человека по уже знакомым нам формальным признакам из ранее приобретенного жизненного опыта. И "строить отношения" тоже пытаемся согласно тому опыту общения, который у нас уже имеется. Когда новый знакомый кажется вам похожим на кого-то в прошлом – вы и с ним начинаете общаться так же, как и с тем, из прошлого, даже не осознавая этого: не зря же говорят, что пресловутая интуиция - это жизненный опыт, загнанный в бессознательное. И проблема возникает там, где в силу искаженного переносом восприятия проекция не совпадает с реальностью.

Впервые явление переноса было описано Зигмундом Фрейдом в 1905 году в публикации "Фрагмент анализа одного случая истерии". Сам Фрейд столкнулся с явлением переноса еще в процессе гипнотерапии, когда одна из пациенток встала после сеанса бросилась ему на шею и стала обнимать. Он задумался и предположил, что эта реакция была связана не с ним самим как с личностью и мужчиной, а с неким образом, который в бессознательном клиентки был спровоцирован сеансом. То есть врач, сам того не ведая, во время терапии "выпустил какого-то джинна из бутылки".

Причем, как уже было упомянуто выше, перенос может быть как положительный, так и отрицательный: в зависимости от того, какого значимого взрослого увидел в собеседнике человек и какие эмоции в свое время этот человек к упомянутому взрослому испытывал. Нередко, в случае негативного переноса, собеседнику достается весь тот негатив, который клиент в свое время не смог выплеснуть в адрес мамы, папы, бабушки и т.п. Хотя бы потому, что на это накладывала категорическое вето его внутренняя цензура. Понятно, что культурный и вежливый человек может и сдержаться (хотя бы за счет той же цензуры), но определённый спектр неприятных эмоций испытывает при подобном общении: хотя конкретный собеседник, что называется, ни сном ни духом. В силу бессознательного характера переноса человек может сам не понимать, откуда подобные ощущения вдруг возникают и почему.

Сталкиваться с чем-то подобным приходится многим в процессе любого общения, причем чем это общение дольше и ближе – тем явления переноса вероятнее. Любой человек вам может быть в той или иной мере симпатичен или нет, и не всегда понятно – почему: но возможно, у него просто тембр голоса и манеры – как у некоторых значимых для вас людей их вашего прошлого, с которыми у вас связаны определённые – положительные или отрицательные – эмоции и впечатления.
Когда люди общаются на уровне логики – логические компоненты могут подавлять и /или нивелировать бессознательные ощущения, в том числе явление переноса. И наоборот: чем глубже приходится залезать в бессознательное, тем больше приходится на него опираться, и тем чаще могут прорваться реакции трансфера. Поэтому наиболее актуальными проблемы переноса становятся в процессе психоаналитической терапии: аналитику приходится работать напрямую с бессознательным. И нередко – получать "на себя" весь тот поток эмоций (даже не столь важно – положительных или отрицательных), которые накопились у клиента едва ли не за всю его прошлую жизнь в адрес какого-то другого человека. А такой поток непременно бывает, потому что на психоаналитическую терапию естественным образом выходят люди с проблемами, в том числе – с проблемами невротического характера, с тем самым "закрученным проволочкой клапаном парового котла".

Но тогда закономерный вопрос: что делать с таким явлением? Как его распознать и с ним справиться?

Вот, допустим, человек пришел к психотерапевту, в процессе терапии (при углублении в бессознательное) "увидел" в нем своего строгого отца – и замкнулся! Терапия забуксовала. Клиент чувствует, что работа дальше не идет, более того – начинает причинять резкий дискомфорт, а что происходит и почему – непонятно.
И вот здесь многое зависит уже от психоаналитика. В том числе – от его умения работать с переносом. От умения распознать это явление, помочь клиенту разобраться в ситуации, переставить эмоциональные акценты. А еще – от умения "не подыгрывать" клиенту в его, клиента, бессознательных ощущениях.

Иногда клиент видит в терапевте доброго родителя и просит оказать некую эмоциональную поддержку – отказать ему в такой поддержке бывает сложно (и чревато негативными последствиями для терапии), но с другой стороны – важно оказать поддержку именно как терапевт, а не как невольное альтер-эго родителя клиента.
При этом – при любой окраске трансфера, как положительной, так и отрицательной – важно помочь клиенту все-таки дистанцироваться от переноса и этот перенос осознать. Дать бессознательному ту конкретику, на которой, собственно, оно и работает: что доктор не является тем образом, на который в клиентском бессознательном может быть похож.
И самое главное: перенос при терапии – это проблема не клиента, а психоаналитика. Это задача терапевта – разглядеть тот или иной возможный трансфер, сместить эмоциональные акценты и в принципе уметь работать и с трансфером, и с последующим внутренним сопротивлением.

Если же вы опасаетесь каких-то явлений переноса в общении с вашими друзьями, коллегами и т.п. - то можете руководствоваться следующими моментами.

Любая малоадекватная воздействию эмоциональная реакция может быть результатом переноса. Кстати, у меня спросили во время чтения курса – как определяется малоадекватность этой реакции. Я привел такой пример: допустим, человек заболел и вызвал врача. Пришла тетя доктор с чемоданчиком, осмотрела пациенту горло, выслушала это трубочкой и сказала: "Вы простудились". И прежде чем она продолжила выдачу рекомендаций – пациент увидел в ней свою маму, которая в детстве часто говорила ему: "Вот, такой ты сякой, ты меня не слушался – и вот теперь простудился!" И пациент, не сумев себя сдержать (болеет все-таки человек) – эмоционально взрывается: "Да как вы смеете мне такое говорить – что я простудился!" Все лекарства с тумбочки летят в угол, чемоданчик доктора – туда же, сама доктор в ужасе, опционально - вызывает милицию. А вся проблема – в том, что доктор сказала "вы простудились", а пациент услышал "Ах ты, такой-сякой, как тебе не стыдно". Она поставила диагноз, а он услышал обвинение.
Конечно, это гиперболический, гротесковый пример: для наглядности. Но в реальном общении что-то подобное, пусть и менее прямолинейно выраженное, бывает сплошь и рядом.

Потом, чем ближе ваше общение в эмоциональном плане - тем более вероятен перенос: либо постоянный, либо эпизодический. Особенно если при этом вы достаточно мало знаете собеседника. И чем формальнее ваше общение – тем менее вероятны реакции трансфера и тем они менее значимы.
Обычно переносом может заполняться дефицит фактических знаний и отсутствие потребности в новых знаниях. Перенос начинает доминировать там, где отсутствует опыт и/или возможность общения на уровне "Сознание-Сознание". Или где так или иначе затрагивается эмоционально значимая область хотя бы для одного из собеседников. И опять: страховкой от возможного переноса в обычном общении становится формальная вежливость: и вы не приглашаете вашего контрагента в свое бессознательное, и сами к нему туда не залезаете. Иначе – кто знает, что из чьего бессознательного может вылезти.

Точно так же страховка от переноса или его последствий – все-таки не залезать в чужое бессознательное без специальной подготовки. Собственно, в том числе и поэтому «облегчать душу» и работать с ее содержимым принято ходить к специалистам: особенно если речь идет о работе с эмоциями.

И несколько слов о контртрансфере (контрпереносе).

При работе с клиентом перенос бывает не только со стороны клиента, но и со стороны консультанта: когда свои проблемы и своё видение проблем клиента терапевт переносит на клиента. Обычно этим грешат неопытные специалисты, навязывая клиенту собственную трактовку его проблематики. Именно поэтому при работе с клиентским бессознательным одно из главных, если хотите, профессиональных требований к аналитику – это так называемая невовлеченность, способность подходить к анализу "со стороны". Если хотите – "равнодушие" и "безразличие" в определенном смысле этого слова.

Проблема в том, что у нас эти понятия воспринимаются в строго негативном ключе: в том числе поэтому приходится в собственной работе применять другие термины. Например, говорить клиентам, что я работаю как аналитический сервер, выдающий определённую индивидуальную информацию по результатам анализа.
Вообще, применяя иноязычные термины, можно это качество психоаналитика называть "indifference". Фактически это будет то же безразличие, но уже без негативной коннотации, принятой в русском языке.

"Indifference" - это психоаналитический термин, который не обозначает "равнодушие" в том смысле, в котором мы обычно привыкли это слово понимать (да еще и, как правило, с негативной коннотацией). Термин этот скорее близок к понятию "толерантность". Indifference психоаналитика – это его "неэмоциональность" и "невовлеченность" по отношению к реальным и потенциальным клиентам и их проблемам: в основном из-за того, чтобы не спровоцировать явления переноса/контрпереноса. Именно для страховки от переноса, чрезвычайно осложняющей профессиональную работу с клиентом, психоаналитик не проявляет никакой эмоциональной завязанности на проблематику клиента, не предоставляет никакой возможно значимой для него информации о себе и своей личной жизни, не дает советов - чтобы максимально в ситуации клиента остаться, как говорится, вне пробирки, в которой идет реакция, иначе говоря – вне самой проблемной ситуации, в том числе чтобы сам клиент не захотел психоаналитика в эту ситуацию эмоционально вовлечь в той или иной роли.

Как правило, перенос и контрперенос завязаны на оценке: положительной иди отрицательной. А "indifference" – вне эмоций и вне оценок: собственно, как уже говорилось, на отсутствии оценок стоит весь профессиональный психоанализ, как теория, так и психоаналитическая терапия. Профессиональные психоаналитики не дают прямых советов и рецептов: они предлагают клиенту информацию для лучшей адаптации клиента в окружающей среде: а решения принимает он сам.

Однако неверной будет и другая крайность: когда indifference в психотерапии понимают как полное не-участие врача в психотерапевтическом процессе. Мол, клиент что-то рассказывает, а психоаналитик в это время какими-то своими делами занимается. Именно аналитическая работа требует максимального интеллектуального вовлечения специалиста в анализ исследуемой информации. В принципе реальная наука опирается на логику и не оценивает эмоционально, что хорошо и что плохо: просто так-то и так-то "имеет место быть", и вот тому-то и тому-то подтверждения. Аналитик без оценочной коннотации исследует личность клиента, помогает ему вывести на уровень сознания его бессознательные проблемы, используя те или иные факты и подвергая их аналитической обработке.

Тем не менее в процессе психоанализа бывают ситуации, в которых именно контртрансфер оказывается полезен. Например, при работе в психоаналитических группах: в таких группах каждый участник, разбираясь вроде бы с проблемой согруппника, решает таким образом свои собственные проблемы, пусть и опосредованно. Главное – профессионально присматривать за процессом, что и делает ведущий в группе. Собственно, так и работает наша собственная дистанционная психоаналитическая группа – Мастер-класс . Каждому участнику в нем дано право включаться в решение только тех проблем, которые так или иначе актуальны для него самого. В данном случае, анализируя чужую проблематику (и не находясь в данном случае "внутри пробирки"), человек получает возможность посмотреть как бы со стороны и на свои проблемы. В частности – формулируя "на письме" свои собственные взгляды, перевести в сознание и свои эмоциональные сложности.

Заказы «Электронного доктора» , наиболее подходящие к статье:
Я хочу знать причины ошибки
Я хочу знать свое бессознательное
Я хочу знать свое подсознание виды и методы психотерапии , выбор психотерапевта , о нашей работе , психоанализ , психоаналитическое .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • определение понятий «перенос» и «контрперснос»;
  • виды переносов и контреперносов, их причины;
  • последствия явлений трансфера;
  • этические вопросы, связанные с разграничением истинных и трансферных чувств;
  • технологии нивелирования переносных реакций в процессе психологического консультирования;

уметь

  • определять виды переноса клиента и их связь с его потребностями;
  • отслеживать собственные контрпереносные реакции и справляться с ними самостоятельно или с помощью супервизора;
  • осуществлять рефлексию своего состояния и поведения во время психологической консультации;

владеть

  • навыками самоанализа своих реакций на клиента;
  • технологиями работы с переносом клиента;
  • методами самопомощи и поддержания профессионального здоровья в ситуации коитрпереноса.

Явление переноса клиента в процессе консультирования или психотерапии

Пациент надевает на психотерапевта, который служит манекеном, чувства, снятые с других. Отношения с психотерапевтом - игра теней, отражающая превратности давней драмы.

Ирвин Ялом

Возможность возникновения переноса в психотерапии и консультировании обозначается представителями различных психологических школ - психоанализа, клиент-центрированного направления, гештальт-терапии, психодрамы, когнитивно-бихевиорального направления и многих других.

Концепция переноса (трансфера) обязана своим появлением Зигмунду Фрейду, основателю психоанализа. Именно 3. Фрейд впервые описал это явление, которое обнаружил в ситуации применения гипноза, когда, выйдя из гипнотического транса, пациентка обняла его, и этот порыв не относился непосредственно ни к личности аналитика, ни к их отношениям, а был связан с внутренними переживаниями и проекциями пациентки. Сначала 3. Фрейд определил перенос как препятствие на пути эффективной психотерапевтической работы, но впоследствии пересмотрел свои взгляды и трактовал перенос как попытку клиента оживить и воспроизвести во время психоаналитической сессии ситуации и фантазии детства в отношении аналитика.

Перенос можно определить как повторение клиентом в отношениях с консультантом чувств и установок, привычных для прошлого опыта, переживаемых в отношениях со значимыми людьми (прежде всего с родителями). Консультант в этой ситуации выступает как зеркало, в котором отражаются детские переживания клиента. В силу того, что клиент владеет лишь небольшим объемом информации о личности консультанта, а также в результате нейтральности его позиции, клиент объективизирует свои инфантильные страхи и тревоги, перенося их на «анонимную» для него фигуру психолога (психотерапевта).

Предлагается и более обобщенное определение трансфера в психоанализе: «Перенос - это неадекватное и персеверативное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. Подчеркнем, реакция переноса представляет собой повторение прошлого и неприемлема в настоящем» .

Однако сегодня определение переноса не ограничено рамками психоанализа, и многие психологи-практики вполне допускают его возникновение на основе не только детских, но и более актуальных, текущих переживаний клиента. Например, Карен Хорни утверждала, что перенос - это не столько реакция на прошлое, сколько отражение актуальных конфликтов клиента. Также она поставила вопрос о необходимости различать в психоаналитических отношениях перенос отношений и перенос невротических реакций (неврозов).

Явления переноса характеризуют не только отношения, складывающиеся в рамках терапии и консультирования. Перенос может возникнуть и во многих других формах взаимоотношений, особенно если в них присутствует элемент зависимости (когда один субъект отношений эмоционально зависит от другого субъекта). Таким образом, явление переноса часто возникает в ситуациях обучения, поиска помощи и поддержки.

Клиент реагирует на образ консультанта с точки зрения своего личного опыта и текущих условий. Привычки и манеры консультанта, его голос, походка, особенности мимики, речи могут вызвать реакцию клиента. Подобным примером может служить высказывание клиента в адрес консультанта: «У вас голос, как у моего отца». Эго утверждение может наблюдаться и вне связи с переносом. Но если клиент начинает вести себя по отношению к консультанту так, как вел бы себя с отцом, можно говорить о переносе.

Примерами переносов в процессе консультирования и терапии могут быть следующие ситуации:

  • - клиент, склонный создавать созависимые отношения, может испытывать обиду и гнев по отношению к консультанту, который заранее предупреждает его, что через месяц уедет в отпуск;
  • - клиент, который боится неодобрения и отвержения, начинает вдруг ощущать, что консультант постоянно критикует его, выражает недовольство, теряет к клиенту интерес, когда он обсуждает определенные аспекты своей жизни;
  • - клиент, который постоянно борется с гневом и враждебностью, может в определенный момент ощутить, что он сдерживает гнев и по отношению к консультанту.

Существует множество невербальных признаков возникновения переноса: резкое изменение выражения лица клиента, переключение на другую тему, внезапная блокирующая пауза в середине рассказа, изменение осанки, сжатие кулаков, постукивание ногой и т.д. Подобные невербальные паттерны поведения не всегда являются свидетельствами того, что происходит перенос, но все же консультанту следует отнестись с особым вниманием к подобным реакциям, чтобы понять, что при этом с клиентом происходит, что он говорит и как. Консультант должен обращать внимание на любые негативные или положительные реакции клиента на него, но не стоит намеренно провоцировать их или, наоборот, полностью игнорировать и не замечать.

Важно проявлять бдительность в ситуации проявления признаков разочарования, гнева, обиды клиента, возникающих в терапевтических отношениях; кроме того, необходимо отслеживать противоположные реакции клиента, такие как чрезмерная идеализация консультанта, обилие похвал и комплиментов в его адрес. Эти реакции не всегда относятся к личности консультанта, они могут быть «открытыми окнами» в прошлые и актуальные отношения клиента за пределами психотерапии и консультирования.

Перенос можно описать некоторыми характеристиками, свойственными всем его разновидностям:

  • 1) перенос принято рассматривать как искаженное , ложное восприятие клиентом своего психотерапевта (консультанта ), так как клиент приписывает ему черты, которые были свойственны других людям (находящимся в другом месте, другом времени, в других обстоятельствах). В этом свойстве заключена одна из основных сложностей в трактовании переноса: способности консультанта отличить реалистичные реакции клиента на него от ложных и перенесенных с других субъектов отношений клиента;
  • 2) возникновению переноса способствует ощущение нейтральности консультанта. Здесь нейтральность понимается не как безразличие и равнодушие, а как отсутствие у психолога оценочной позиции, беспристрастность и соблюдение границ в отношениях с клиентом. Образно говоря, клиенту проще перенести свои установки, чувства, спроецировать чужие образы на чистый (не заполненный какой-либо информацией) лист бумаги. Поэтому в психотерапии и консультировании явление переноса считается хорошим знаком для психолога, так как свидетельствует о том, что он находится в рамках своей профессиональной роли, соблюдает границы во взаимоотношениях и поддерживает хороший альянс. При этом неспособность консультанта распознать перенос клиента, непонимание природы этого явления повышает риск нарушения даже очень крепкого психотерапевтического альянса и чревато негативными последствиями и профессиональными ошибками в процессе консультирования клиента;
  • 3) перенос всегда плохо осознаваем клиентом. Это бессознательный процесс, который происходит помимо воли клиента и без осознания того, из каких отношений привносятся вдруг появившиеся эмоции по отношению к консультанту. Например, психодинамическое направление настаивает на необходимости осознания и последующего глубокого анализа любого переноса клиента;
  • 4) перенос чаще всего возникает в наиболее «болевых » точках прошлого опыта клиента , где, как считают психоаналитики, имели место неразрешенные детские конфликты со значимыми фигурами (родителями, прародителями, воспитателями, учителями и т.д.);
  • 5) перенос может быть положительным и отрицательным. При положительном переносе на образ консультанта проецируются приятные воспоминания и позитивные ощущения и чувства из прошлого клиента. Также при положительном переносе могут возникать и транслироваться на консультанта идеализированные образы того, чего, например, в детстве не хватало: заботы, теплоты, безусловного принятия. Тогда консультант начинает восприниматься клиентом как «идеальный родитель» (учитель, старший брат и т.д.). При отрицательном трансфере на консультанта переносится энергия враждебности, недоверия и обиды, неосознанно возникающая и транслируемая клиентом на разных людей с момента детской психологической травмы, связанной с отвержением, насилием, брошенностыо.

Австралийские психологи Р. Кинг и Т. О’Брайн предлагают классификацию источников положительного и отрицательного отклика клиента на консультанта, которые помогут разобраться во всей сложности взаимоотношений в диаде «психолог - клиент» (табл. 6.1). Так, авторы выделяют стереотипные, ситуационные, основанные на альянсе и основанные на переносе реакции клиента на терапевта .

Другие исследователи выделяют в консультировании пять типов переноса на консультанта чувств клиента. Клиент может воспринимать консультанта: 1) как идеал; 2) как провидца; 3) как воспитателя; 4) как источник фрустрации; 5) как «пустое место» .

«Консультант как идеал». При таком переносе клиент засыпает консультанта комплиментами; идеализирует его образ; восхищается консультантом и хвастает, что у него такой замечательный терапевт; подражает поведению (копирует манеру речи, одежду, интересы).

Таблица 6.1

Классификация источников положительного и отрицательного отклика

клиента на терапевта

Виды откликов клиента на психотерапевта

Позитивное отношение

Негативное отношение

Стереотипные отклики: эмоциональная реакция клиента определяется стереотипами и социальной атрибуцией

Терапевт:

  • - хорошо одет;
  • - образован;
  • - аккуратен;
  • - авторитетен;
  • - хорошо выглядит

Терапевт:

  • - небрежно одет;
  • - иностранец;
  • - имеет избыточный вес;
  • - слишком молодой или слишком пожилой

Ситуационный отклик: эмоциональная реакция, индуцированная поведением терапевта

Терапевт:

  • - внимательный; дающий тепло;
  • - отзывчивый

Терапевт:

  • - отстраненный;
  • - скучающий;
  • - неспособен установить зрительный контакт

Основанный на альянсе: эмоциональная реакция на основе состоявшегося терапевтического альянса

Я верю терапевту и чувствую себя в безопасности с ним.

Терапевт понимает, чего я хочу, чтобы достичь своей цели в терапии. Терапевт все проясняет: как мы будем работать и чего мне ждать от терапии

Я не понимаю, где нахожусь. Терапевт работает со мной исключительно по собственной «повестке дня».

Я не знаю, что я здесь делаю

Основанный на переносе: отклик на основе внутренней конструкции терапевта, а не реальных качеств, которые проявились в процессе взаимодействия терапевта и клиента

Терапевт очень мудрый (такой же, как мой отец). Терапевт будет всегда заботиться обо мне (так же, как моя мать). Терапевт никогда не оставит меня (то, чего я всегда хотел от своей матери, но этого не было)

Терапевту доставляет удовольствие унижать меня (так же, как моему отцу).

Я не интересен терапевту (так же, как моей матери). Терапевт забывает, кто я и путает меня с другими клиентами (я - седьмой ребенок в семье)

Переживания консультанта при этом могут быть следующими: гордость и ощущение собственной значимости и превосходства; смущение и напряжение; гнев и ощущение фрустрации.

«Консультант как провидец». Клиент придает каждому слову консультанта нетривиальное, порой сакральное значение; постоянно просит у него советов, оценок; считает консультанта главным «экспертом» в своей жизни; требует готовых «рецептов» для решения своих проблем.

Консультант при этом может испытывать чувство «грандиозности», всевидения и всезнания; у него может возникнуть «комплекс бога» или, наоборот, появиться ощущение собственной бездарности и никчемности.

«Консультант как воспитатель». Клиент все время демонстрирует бурные эмоции (плач, беспомощность); требует постоянной защиты от консультанта; перебрасывает на него ответственность за решение некоторых вопросов; ведет себя как беспомощный ребенок; просит советов и конкретных инструкций к действию.

Консультант при этом испытывает сильное чувство сострадания, желание утешить, согреть; может испытывать депрессию и собственную никчемность; может ощутить опустошенность.

«Консультант как фрустратор». Клиент занимает оборонительную позицию по отношению к консультанту; ловит его на каждом слове; постоянно проверяет, подозревает, не доверяет; играет в игру «да..., но»; обесценивает слова и чувства консультанта.

Консультант при этом может ощущать повышение напряженности в отношениях; ощущение «вечного экзамена» перед клиентом; может возникнуть раздражение, желание отстраниться от клиента и даже неприязнь.

«Консультант как “пустое место ”». Клиент невнимателен, рассеян; во время сессии постоянно меняет тему разговора, уходит от ответа на вопросы, предается пустой болтовне.

Консультант при этом может испытывать растерянность; ощущение собственной бесполезности; злость и обиду из-за ощущения использования, эксплуатации; недостаток признания.

Необходимо отметить, что проблема переноса в консультировании и терапии волнует не только представителей психоаналитической школы. Как мы уже говорили, явление трансфера учитывают в своей практике специалисты разных направлений. Например, в когнитивно-бихевиоральном подходе существует свое понимание переноса. В этой психотерапевтической парадигме анализ переносов и контрпереносов считается необходимым условием консультирования для лучшего понимания и осознания убеждений, установок, автоматических мыслей клиента, а также когнитивно-поведенческих откликов психолога на образ клиента.

Так, в работе чешских специалистов (Дж. Праско и других), представителей когнитивно-бихевиорального подхода, выделяется 11 видов переносов, с описанием мыслей, чувств и поведенческих паттернов клиента.

  • 1. Умеренно-положительный. Сопровождается увеличением симпатии в сторону терапевта. Поведение клиента: сотрудничество, четкое выполнение домашнего задания. Типичные мысли: «Терапевт хочет помочь мне, понимает меня. Это значит, что он человеколюбив, отзывчив, работает очень хорошо, так как помогает мне!»
  • 2. Восхищенно-независимый. Сопровождается появлением эйфории при встрече с консультантом. Поведение клиента: повышается удовлетворенность от обсуждения в диалоге расхождений в позициях с терапевтом, подчеркивание своей независимости, нарциссизм. Типичные мысли: «Терапевт такой же замечательный, как и я. Как приятно встретить умного человека, который может дать дельный совет! Но помочь себе смогу только я!»
  • 3. Восхищенно-зависимый. Эйфория клиента периодически сменяется напряжением и беспокойством при встрече с терапевтом. Поведение: пытается найти свое место рядом с терапевтом, очень старается все выполнять правильно, «радует» терапевта, приносит подарки. Типичные мысли: «Терапевт - грандиозная фигура! Только он может помочь мне. Я пропаду без него. Я могу что-то делать только при его поддержке».
  • 4. Эротический. Клиент может испытывать смущение в присутствии терапевта, находиться в состоянии легкого «транса». Поведение: флиртует, уделяет большое внимание своему внешнему виду, смотрит на терапевта влюбленным взором. Типичные мысли: «Терапевт - идеальный партнер для меня. Отношения с ним спасут меня, помогут мне. Это так прекрасно быть с ним в гармонии, делить с ним любовь».
  • 5. Тревожно-мнительный. Клиент испытывает тревогу, страх, стыд. Поведение: возникает проблема в зрительном контакте с терапевтом, клиент начинает утаивать важные события, не доверяет терапевту. Типичные мысли: «Терапевт может неверно понять меня, причинить мне боль. Он получит неограниченную власть надо мной, когда узнает, кто я есть на самом деле. Он отвергнет меня и будет смеяться над моей слабостью».
  • 6. Агрессивный. Клиент может испытывать гнев, ненависть, страх. Поведение: агрессивные ноты в голосе, взгляде, вербальная враждебность, обвинения, угрозы. Типичные мысли: «Я должен показать свою силу, или навсегда потеряю свою силу и проницательность. Победить может либо он, либо я! Кто он такой?! Я должен “положить его на лопатки”!»
  • 7. Подозрительный. У клиента появляется ощущение опасности, страх, гнев. Поведение: с опаской рассказывает о себе, может злиться в ситуации вопросов, игнорирует домашние задания, пропускает сессии. Типичные мысли: «Терапевт обманывает меня, использует меня для своих нужд. Он настроен против меня, преследует собственные цели и играет в нечестную игру со мной».
  • 8. Соперничающий. Постоянно меняется эмоциональный фон клиента: он испытывает то восхищение, то зависть, то фрустрацию. Поведение: скрыто или явно конкурирует, спорит, упрямится, саботирует домашние задания. Типичные мысли: «Не могу позволить терапевту быть лучшим в каких-либо вещах по сравнению со мной. Я ему покажу, что меня невозможно победить и унизить!»
  • 9. Высокомерный. Клиент испытывает превосходство над терапевтом, проявляет нетерпимость, раздражение. Поведение: всем своим видом выражает презрение терапевту, обесценивает его работу, домашние задания, компетентность, отказывается посещать сессии. Типичные мысли: «Он ничего не может! Он глуп, недалек, непрофессионален! Чем он может помочь мне? В наших отношениях я - ведущее звено!»
  • 10. Ревнивый. Клиент испытывает ревность, злость и горе. Поведение: высказывает сожаления, обиды, претензии по поводу распределения времени между собой и другими клиентами, «мониторит» взаимоотношения терапевта с другими клиентами, сравнивает себя и других в представлениях терапевта. Типичные мысли: «Он всегда предпочитает других клиентов, а не меня...»

И. Собственнический. Чувство восхищения терапевтом резко сменяется враждебностью в зависимости от ощущения включенности терапевта в работу с клиентом. Поведение: доминирует, часто звонит, не приходит на сессию, когда терапевт может его принять, злится, когда терапевт не может принять его по первому требованию; обвиняет и выражает вербальную агрессию. Типичные мысли: «Терапевт здесь ради меня! Он - мой! Он должен быть доступен в любое удобное для меня время!»

Терапевт, заметивший перенос у клиента, должен понять эмоции, которые вызвали это явление. Не обязательно отражать клиенту все, что увидел и понял терапевт, исходя из переноса. Сначала консультант может ненадолго отступить и еще понаблюдать, что происходит с клиентом. Потом необходимо определить эмоциональное состояние клиента, понять значение этой эмоции для него. Далее консультант решает, каким образом можно наиболее эффективно использовать в процессе работы с клиентом то, что было отмечено и исследовано.

Решение о том, стоит ли обсуждать перенос с клиентом, каждый консультант принимает сам. Практика показывает, что обсуждение переноса с клиентом сильно «продвигает» его в познании себя, разрешении своих глубинных психологических проблем. Но при этом стоит помнить, что не все клиенты готовы к этому обсуждению: могут возникнуть бурные негативные реакции, непонимание происходящего, испуг. Выбор тактики работы с переносом определяется консультантом ситуативно. В некоторых случаях не рекомендуется слишком углубляться в реакции переноса клиента и их интерпретацию, в частности:

  • - при искаженном восприятии реальности;
  • - нехватке времени для работы с переносом (кратковременное консультирование или психотерапия);
  • - отсутствии нормального рабочего альянса с клиентом;

когда клиент из-за ослабления механизмов психологической защиты не может быть толерантеп к тревоге и фрустрации;

Если целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а, например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

При этом не стоит игнорировать очень яркие и эмоционально насыщенные (чрезмерным негативом или чрезмерным позитивом) переносы клиента. Их обязательно нужно обсудить с ним, поделившись своими наблюдениями и уточнив у клиента, на что в его жизни это похоже. При этом с каждым клиентом в отдельности нужно выбирать глубину погружения в анализ переноса. Важно, чтобы вы говорили с клиентом на понятном для него языке, чтобы он смог осознать, что с ним происходит.

Опытный консультант может почерпнуть в явлении переноса массу полезной для работы с клиентом информации: о характере, его взаимоотношениях со значимыми людьми, возможных психологических травмах, нереализованных потребностях. За характером и видом переноса можно увидеть страхи и опасения клиента, а главное - понять его истинные потребности: чего он ждет от взаимодействия с терапевтом - поддержки, ощущения безопасности, доверия, помощи в установлении контакта, безусловного принятия и т.д.

Консультант должен с большим уважением относиться к любым чувствам клиента, вне зависимости от того, связаны они с реальностью или оторваны от нее. Важно принимать наличие этих чувств, не отвергая и не игнорируя сильные переживания. При этом и клиенты постепенно развивают способность более реалистично воспринимать психолога, не наделяя его чертами Всемогущего Гуру или, наоборот, Вселенского Зла. Работа с переносом имеет огромное значение в установлении психологических границ клиента, развитии способности быть «в контакте» с реальностью, замечать свои защитные формы поведения и уметь справляться с ними.

  • Кочючас. Р. Основы психологического консультирования.
  • King R., O"Brien Т. Transference and Countertransference: Opportunities and Risks as TwoTechnical Constructs Migrate beyond their Psychoanalytic Homeland // Psychotherapyin Australia. 2011. V. 17 (4). P. 12-17.
  • Глэддииг С. Психологическое консультирование.

Перенос – термин в психологии, обозначающий феномен бессознательного трансфера пережитых эмоций, связанных с одним человеком, совсем на другое лицо. Контрперенос - это бессознательная реакция психотерапевта на слова, эмоции, действия и перенос личности пациента.

Впервые эти термины были употреблены в работах З.Фрейда, который исследовал принципы психоанализа. По Фрейду контрперенос считается негативным фактором, препятствием на пути к полному пониманию психологом проблемы пациента. Однако, современные исследователи придерживаются кардинально противоположной точки зрения – контрперенос через сдерживание эмоциональной реакции врача способствует психологической разрядке пациента.

Эффект переноса характеризуется неадекватной реакцией на какое-то действие или событие, которое у здорового человека не вызовет особых эмоций. Подобная реакция, как правило, связана с событиями из прошлого.

В психологическом консультировании большое значение для правильной диагностики и эффективного лечения имеет ряд характеристик неадекватной реакции – повторяемость, неуместность, интенсивность, амбивалентность и стойкость.

Типы переноса и контрпереноса

Современная психология включает несколько направлений для дифференцирования явления переноса и контрпереноса:

  • субъект переноса: материнский, братский, отцовский и т.д.;
  • стадия психосексуального развития: эдиповый, зависимый и др.;
  • в зависимости от того, как пациент воспринимает своего врача: нарциссический или объектный, позитивный или негативный;
  • эротический перенос – особый вид, предполагающий сексуальное влечение между психоаналитиком и пациентом.

Виды контрпереноса также описаны в работах Джиовачини. Так, исследователь выделяет два ключевых типа контрпереноса:

  • гомогенный – адекватная реакция психотерапевта на психологические патологии пациента;
  • идиосинкратический – реакция психоаналитика, обусловленная собственным жизненным опытом и индивидуальностью.

Перенос и контрперенос в психотерапии обусловливаются определенными факторами, которые могут быть связаны с личностью психоаналитика, отношениями в семье пациента, возрастом больного, пережитыми психотравмами и др. Теория психоанализа определяет механизм переноса как защитную реакцию человека на пережитые негативные эмоции, жестокое отношение, сексуальное и психологическое насилие и т.д.

Помощь психолога

На сеансах психоанализа для терапии переноса важно, чтобы психотерапевт мог определить присутствует ли контрперенос в работе с клиентом. Контрперенос в гештальт-терапии и психоанализе опасен в том плане, что психолог может автоматически переключиться на решение собственных проблем.

Если же четко установлено, что данное явление присутствует, то работа с контрпереносом может стать одним из наиболее эффективных способов психологической помощи. Врач использует прием терапии, при котором предоставляет для оценки пациента собственные переживания, жизненные ситуации, эмоции и т.д. Во время сознательного взаимодействия психоаналитика и пациента врач определяет цели и методы терапии, при этом используя не только свои знания, но и интуицию.

В целом психика человека проективна, то есть человек, находясь в определенном состоянии сознания, активен определенным образом, в рамках одного спектра, остальная часть потоков бессознательна. Бессознательная часть потоков может быть принимаема и осознана, а может быть диссоциирована. В случае диссоциации определенного содержания бессознательное проецируется на других людей и тогда мы можем говорить о переносе. В данном тексте под проекцией мы понимаем механизм человеческой психики по проецированию образов бессознательного в окружающий мир. Под переносом мы понимаем проецирование бессознательных образов на конкретных людей, в отличие от классического понимания в аналитической психологии переноса как терапевтического инструмента только в процессе анализа.

Бессознательное человека имеет свою структуру, хотя с точки зрения учения о мозге деление на бессознательное и сознание не имеет смысла. Однако с точки зрения описательного подхода даное деление позволяет понять, что есть некие процессы в человеческой психике, являющиеся бессознательными. Так вот бессознательное имеет индивидуальный уровень и коллективный. Индивидуальный уровень бессознательного, с которым работает психолог, содержит психические травмы, набор устойчиво проявляемых бессознательных реакций на раздражители, бессознательные стратегии поведения, которые могут быть эффективны и неэффективны. Уровень коллективного бессознательного (архетипы) характерен для человечества в целом. Архетипы представляют из себя сильнейшие энергетические структуры человеческой психики. Так вот проецирование сильнейших энергетических ресурсов на других людей приводит к мощнейшей привязанности к людям, на которых данное содержание проецируется. В итоге нарушается процесс развития человека и актуализации его безграничных возможностей.

Что может быть спроецировано на других людей? Прежде всего, это образы индивидуального бессознательного, то есть образы знакомых, связанные с ними воспоминания, образы людей, несущих воспоминания о травме, привычные стратегии поведения. Это является уровнем индивидуального бессознательного. Также могут быт спроецированы образы коллективного бессознательного, то есть архетипические переносы, это образы мудреца, философа, учителя, образы матери, образы анимы (прекрасной женщины, женщины-кошки), образы анимуса (образ героя). Как понять о том, что состоялся перенос? Относительно индивидуального бессознательного образы друзей, знакомых и перенос этих образов проявляется в сравнении кого-то человека с тем, кто вам ранее был знаком, соотнесение этого человека с определенным типом. Определенный набор эмоций, связанный с человеком, будет зависеть от качества и содержания конкретных воспоминаний. В этом случае конкретному человеку приписываются нехарактерные для него причины поведения, появляется желание научить его, исправить, заставить, управлять им. В данном случае нет диалога, как равноценного общения, основанного на интересе к собеседнику, уважению его личностных границ, ценностно-смыслового общения, экзистенциального.

Архетипеческий перенос проявляется в абстрактных чувствах по отношению к конкретному человеку. Это любовь к философу, старцу, учителю, который обладает смыслом, то есть может внести смысложизненные ориентации. Проявляется данный вид переноса в желании общаться, в просьбе внести смысл в какую-то ситуацию, помочь, оценить, направить. Данный вид переноса при поддержке этого конкретного человека, к которому обращаются, имеет позитивные и негативные следствия. С одной стороны, активация данного архетипа в структуре психики позволяет человеку обладать этим смыслом, но с другой стороны, может проявляться зависимость от этого человека, то есть обладание этим смыслом происходит только в результате общения с этим человеком. Признаками зависимости является постоянное желание опереться на этого человека, постоянное обращение к знаниям этого человека. Для человека, на которого переносят архетипический образ, это весьма не полезно, так как приводит к инфляции, раздуванию Эго, то есть к ощущению собственной значимости, особой миссии. Такой человек может считать себя гуру, Великим Учителем, и даже не претендуя на это звание, не афишируя, данное состояние может сохраняться и быть бессознательным для этого человека. Перенос материнского архетипа осуществляется на женщин. Проявляется в ощущении безопасности рядом с этим человеком, ощущения абсолютного понимания, принятия, безусловной любви, такому человеку хочется открыться полностью без опаски. В данном случае признаками зависимости будут служить постоянное желание обратиться к человеку, опереться на него, открыться, покаяться. Для человека, на которого переносят данный образ, это может обернуться инфляцией, ощущением собственной значимости, особой миссии. С другой стороны, человек сам обладает этими способностями, так как у него активизирован архетип, но в силу его диссоциации, они не осознаваемы и появляются в зависимости от этого человека, на которого данный перенос осуществляется.

Перенос анимы/анимуса осуществляется на людей противоположного пола. Заключается в приписывании им определенных качеств, для женщин – это принятие, мягкость, сексуальность, обаяние, красота, при чем принятие на всех уровнях, уровне мысли, чувства, ощущений. Для мужчин – герой, сильный, мужественный, активный, целеустремленный, надежный, лидер, ведущий, опора. Каждый мужчина и каждая женщина в какой-то мере обладает данными качествами. Однако, каждый из них, прежде всего человек, имеющий определенный характер, убеждения, воспитание и набор человеческих качеств, которые могут подходить, а могут и не подходить для совместной жизни. При переносе наблюдается своеобразная игра образов бессознательного, сильнейший сексуальный интерес. Если на этапе переноса осуществляется переход в брачные отношения, то пару ждет много разных приятных и неприятных открытий.

Перенос архетипа тени осуществляется на других людей одного и того же пола. Проявляется в приписывании отрицаемых у себя качеств, причин поведения, вытесненных желаний, проявляется в фантазиях на счет другого. Это своеобразная озабоченность другими, больше чем собой, контроль за другими, иллюзия управления, влияния. Когда человек говорит не о своих мыслях и чувствах, а апеллирует к другим, выражает свое за чужое, либо контролируя других, приписывая им определенные причины поведения.

Каждый из нас в той или иной мере является объектом для переноса также как и каждый из нас переносит. Данная заметка позволяет выявить признаки переноса и определить для себя те типы переносов, которые возможны. Зачастую происходит так, что сам человек предлагает крючок для проекции и даже приманивает на нее. К примеру, у человека активизирован архетип Старца, таким образом, у окружающих его людей возникает контрперенос. То есть они проецируют архетипический образ Старца на этого человека. Хотя любой человек несет в себе разнообразное архетипическое содержание и ничто человеческое для него не чуждо. Или женщина с активизацией архетипа анимы привлекает мужчин своей мягкостью, добротой, эротичностью, нежностью. У окружающих происходит активизация данного архетипа и также в этом человеке перестают видеть человеческое. Женщина распространяет вокруг себя ауру влюбленности, именно влюбленности, но не любви. Важно понимать, что проецирование является обычным процессом для человека, и в целом его можно оценивать позитивно. Однако, в общении с другим человеком очень важно приходить к диалогу, то сеть видеть человеческое в человеке и понимать, что архетипические образы несут энергетическую составляющую в нашей жизни, позволяют осмысленно жить, быть хорошими родителями для своих детей, именно в них содержится сексуальность и они несут красоту взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Интеграция данных образов позволяет мужчине обратиться к своим собственным чувствам, интегрировать внутреннюю женщину, стоять на службе чувства, женщине интеграция анимуса позволяет быть целеустремленной активной, проявлять свои лидерские качества. Интеграция материнского архетипа позволяет человеку возможность быть для самого себя матерью, то есть принимать всевозможные свои детские проявления, поддерживать себя, дает способности к обновлению свою внутренних состояний, высвобождению и разрушению старых умерших состояний психики.

Психологический перенос является терапевтическим инструментом, обычно психологу приписывают идеализированный образ, сверхвозможности, психолог предстает некой мана-личностью. Интеграция данного бессознательного образа также помогает клиенту стать самому для себя аналитиком. И это один из самых важных этапов работы психолога. Важно также понимать, что хорошая работа по анализу и интеграции бессознательных образов сопровождается сильнейшими переживаниями и аффектами.

Важно не только осознание происходящих процессов, но чувствование того, что происходит. Существует очень неплохой способ самостоятельно справиться с переносам и наконец-то прейти к Диалогу. Это гештальт-техника, данная техника в отличие от техник, принятых в аналитической психологии позволяет прочувствовать образ, использование данной технике позволяет активизировать соматический уровень, уровень чувств и мыслей для интеграции проецируемых образов. Для этого необходим наблюдатель, пустой стул и вы сами. Первоначально вы описываете образ того человека, который вы переносите на других, желательно детально описать все качества этого человека, мысли и чувства, адресованные ему, вопросы и ожидания. Затем пересесть на место пустого стула и стать описанным образом, ответив на те ожидания, чувства и мысли, высказанные вам. Наблюдатель необходим для того, чтобы развивать третью позицию восприятия и, кроме того, наблюдатель может помочь вам описать тот образ, задавая конкретизирующие вопросы. Безусловно, если такого человека, которому довериться можно достаточно полно, нет, то лучше обратиться к психологу.

Понять то, что есть диалог можно только в том случае, если вы задаете вопрос о мнении, с интересом к этому мнению относитесь, помогаете осознать человеку то, что вам известно. Это, прежде всего, искренний взаимный интерес к собеседнику, наличие открытых вопросов, доверие к выбору другого, желание понять другого, когда другой значим и ценен, это одномоментное существование в диалоге с ощущением значимости и ценности другого человека. В диалоге проявляется умение принять накопившиеся эмоции, бережное отношение к проявленному вниманию, умение придать силы другому, уверенность в том, что она сам сможет в трудной ситуации на себя опереться.. В диалоге кроется понимание, взаимное чувствование друг друга, то есть более или менее трезвое реальное отношение к другому, уважение к его личностным границам (это право на собственное мнение, представление о себе, других, право на удовлетворение собственных потребностей определенным способом). Желаю всем здорового диалога и большей актуализации своих безграничных возможностей!

Ликсонова Эльвира Леонидовна , психолог 1 категории, преподаватель кафедры психологии НИПКиПРО, психолог – консультант, автор и ведущая многочисленных тренингов.

Ликсонова Эльвира на сайте ВсеПсихологи.Ру

Категории: / / от 18.01.2011

Приветствую вас, мои дорогие читатели! Сегодня я бы хотела поговорить с вами о таких понятиях, как перенос и контрперенос в психотерапии, в чем заключается суть данного явления, где он берет свое начало, как психотерапевты работают с этим. Есть ли положительный момент в данном явлении? Как его можно использовать во благо. Как перенос может помешать вам в обычной жизни?

Что это за зверь такой

Понятие перенос/контрперенос принято еще называть трансфер/контртрансфер. В психологии принято связывать эти понятия с Зигмундом Фрейдом. Ведь именно он впервые обнаружил подобное явление на сеансе у своей клиентки.

Что же значит перенос или трансфер? В детстве мы выстраиваем образ важного для нас человека. Это могут быть родители, братья или сестры, более старшее поколение, учитель. В подсознании закрепляются некоторые якоря его поведения. И когда мы уже во взрослом возрасте встречаем эти якоря у других людей, то начинаем испытывать эмоции, как от общения с человеком из прошлого.

Давайте разберем на примерах. Одна девушка закрепила в детстве запах мороза, мандарин и сигаретного дыма, как отличительные черты ее отца. Когда будучи взрослой женщиной, она встречала мужчину с подобным набором ароматов, то подсознательно относилась к нему, как к своему отцу.

Еще один пример. Молодой человек в детстве часто болел. Бабушка ругала его за то, что он не следит за собой, не одевается, как следует, что он безалаберный. На подсознании у него закрепился образ злой бабушки, которая ругала его в случае простуды.

Молодой человек подрос, заболел и вызвал врача. Врач поставил диагноз, а подсознание молодого человека высвободило образ злой бабушки. И парень перенес образ бабушки на врача, выдав негативную реакцию.

Как вы уже заметили, трансфер приходит к нам из детства. Именно в ранний период своей жизни мы на подсознательном уровне закрепляем подобные образы значимых для нас людей. А в дальнейшей взрослой жизни ищем их в незнакомых людях.

Если мы общаемся с человеком, используя логику, критическое мышление и почти не затрагиваем эмоциональный уровень, тогда появление трансфера минимизировано. Но стоит появиться эмоциям, как сразу резко возрастает возможность переноса образа из детства на совершенно другого человека.

Иногда в момент психотерапии клиент переносит свои эмоции, связанные с другим человеком, на психотерапевта. Это явление имеет и обратную сторону, которая и называется контрперенос, когда психотерапевт переносит на клиента свои эмоции, напрямую с ним никак не связанные.

Все дело в том, что все мы как-то ведем себя в жизни и окружающие люди, в связи с этим, как-то чувствуют себя рядом с нами. И в обычной жизни никто нам не говорит об этих чувствах. Да и как такая информация может быть воспринята нами, неизвестно.

А услышать и принять доводы психолога, стороннего человека, специалиста, желающего тебе только добра, вполне реально. А самое главное есть возможность это обсудить и узнать детали и, решить, что с этим делать.

Плюсы и минусы

Как и в любом другом явлении, трансфер и контртрансфер имеет свои положительные и отрицательные моменты. Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Если говорить про виды переноса, то мы можем назвать негативный и позитивный трансфер. Когда на подсознательном уровне у нас выстраивается приятная связь с образом, то мы будем переносить приятные эмоции на другого человека.

Например, девушка испытывает нежные чувства к отцу. Когда она встретит мужчину, обладающего каким-то схожим признаком, она будет и к нему испытывать приятные, нежные чувства. Но бывает и наоборот. Когда образ в подсознании плохой, злой, негативный. Тогда и человек, который высвободил образ из подсознания, будет вызывать у нас все эти неприятные эмоции.

Заметить трансфер очень сложно. И умение работать с трансферами показывает насколько профессионален психотерапевт. Ведь это его задача во время психологического консультирования заметить перенос, разобраться откуда он взялся, на кого распространяется и как с ним работать дальше.

Многие даже говорят, что перенос — это не проблема клиента, это забота психотерапевта.

И в этом заключается основная сложность. Специалисту очень важно оставаться максимально отстраненным, чтобы не перекладывать свой взгляд на вещи клиенту. Почему психологи не дают советы? Они подсказывают решения, показывают разные точки зрения, помогают посмотреть на проблему под другим углом.

Как можно использовать трансфер? Довольно позитивно данное явление сказывается во время групповой терапии. Пока идет разбор проблемы одного участника, другие могут посмотреть на себя со стороны, так сказать. Остальные участники ставят себя на его место, думают над своим поведением.

Если вы хотите добиться большего понимания в психотерапии, то я предлагаю вашему вниманию статью, которая точно поможет определиться с понятиями: «Психотерапевт и психолог, в чем разница».

Вы когда-нибудь замечали за собой несвойственную реакцию на малознакомого человека? Бывало ли у вас такое, что вы испытываете непонятную симпатию или антипатию к человеку, которого совсем не знаете?

Удачного вам дня!